Портрет петербургского кинозрителя
© Никита Павлов
Кто и почему ходит и не ходит в кино?
По данным опроса, проведенном в октябре 2004 г. по заказу журнала «Сеанс», сегодня кинотеатры посещает примерно половина жителей Санкт-Петербурга.
Диаграмма 1. Посещаемость кинотеатров. Вопрос: как часто вы ходите в кино?
Параметром, от которого интенсивность посещаемости кинотеатров находится в самой жесткой зависимости, является возраст респондентов. Подавляющее большинство сегодняшних зрителей — это молодые люди от 17 до 29 лет. Согласно результатам опроса, молодежь ходит в кино в три раза чаще, чем все остальные возрастные группы, вместе взятые. Хотя, как выяснилось, и в этой категории никогда не бывали в кинотеатрах 12% опрошенных — т.е. более чем десятая часть. В категории респондентов от 30 до 50 лет эта цифра резко увеличивается — больше половины (55%) этих людей не переступают порога кинотеатров. В возрастной категории от 51 до 69 лет доля таковых достигает уже 76%, и, наконец, среди людей старше 70 лет — 85%.
Несколько раз в неделю | Несколько раз в месяц | Несколько раз в полгода | Несколько раз в год | Реже или никогда | Всего | |
---|---|---|---|---|---|---|
17-29 | 5 | 45 | 21 | 17 | 12 | 100 |
30-50 | 0 | 9 | 17 | 18 | 56 | 100 |
51-69 | 0 | 3 | 3 | 18 | 76 | 100 |
70 и старше | 0 | 2 | 4 | 8 | 86 | 100 |
Телесериалы, по данным опроса, смотрит около 60% респондентов, причем две трети из них — регулярно. Женщины смотрят сериалы значительно чаще мужчин, люди старшего возраста — чаще молодых. При этом 75% тех, кто смотрит сериалы каждый день, практически не ходят в кинотеатры — т. е. они потребляют кино только в телеформате.
Каждый день | 15 |
Несколько раз в неделю | 19 |
Несколько раз в месяц | 8 |
Реже, чем раз в месяц, нерегулярно, случайно | 19 |
Не смотрю | 39 |
Каждый день | Несколько раз в неделю | Несколько раз в месяц | Реже, чем раз в месяц, нерегулярно, случайно | Не смотрю | Всего | |
---|---|---|---|---|---|---|
Женщины | 23 | 21 | 8 | 20 | 28 | 100 |
Мужчины | 4 | 16 | 7 | 20 | 53 | 100 |
Каждый день | Несколько раз в неделю | Несколько раз в месяц | Реже, чем раз в месяц, нерегулярно, случайно | Не смотрю | Всего | |
---|---|---|---|---|---|---|
17-29 | 8 | 14 | 8 | 22 | 48 | 100 |
30-50 | 10 | 23 | 12 | 21 | 34 | 100 |
51-69 | 20 | 16 | 5 | 15 | 44 | 100 |
70 и старше |
37 | 23 | 2 | 16 | 22 | 100 |
Именно в молодежной аудитории скрыт значительный мобилизационный потенциал для кинопроката. Несмотря на то, что практически каждый второй из них и так ходит в кино несколько раз в месяц, они, как свидетельствуют ответы подавляющего большинства, готовы делать это чаще. В американизированном пространстве современного кинотеатра — с его знаковыми поп-корном, колой и местами для влюбленных — молодые чувствуют себя более органично, чем их родители, не говоря уже о бабушках и дедушках. В своем большинстве молодое поколение именно вместе с появлением модернизированных кинотеатров впервые открыло для себя, что вообще существует такой способ проведения досуга, как поход в кино — ни для кого из них в детстве это не было привычкой. Именно поэтому они восприняли новую форму бытования кинозрелища совершенно естественно, тогда как у старшего поколения против нее сохраняется некоторое предубеждение. Многие из них утверждают, что чувствуют себя в современных залах «не в своей тарелке». Очевидно, для того, чтобы вернуть в кинозалы этот довольно большой сегмент аудитории — причем платежеспособной аудитории — необходимо, уходя от агрессивно-тинейджерского стиля, господствующего в новых кинотеатрах, создавать в том числе и залы более консервативного образца.
Диаграмма 2. Ситуация в российском кино за последние 5 лет
Главной в списке причин, мешающих ходить в кино, оказывается общая для всех групп опрошенных «нехватка времени». При кажущейся объективности и непреодолимости этого препятствия, у кинопроката в резерве есть некоторые возможности, способные снизить его воздействие: это, в первую очередь, расширение сети кинотеатров (о том, что «до кинотеатра далеко» заявило примерно четверть респондентов), обеспечение грамотной рекламной политики, а также решение конкретных транспортных проблем. Вариант ответа «не хватает денег» в общей таблице названием «Что мешает ходить в кино?» занял вторую позицию (при этом у молодежной возрастной категории этот ответ сместился на третью строчку, уступив в популярности ответу «можно посмотреть фильм на видео»). В общем же списке «помех» на почетном третьем месте оказалась элементарная нехватка интересных фильмов. Причем треть из назвавших эту причину, признала интересным бы для себя именно российское кино.
Нехватка времени | 62 |
Высокие цены на билеты | 47 |
Недостаток хороших фильмов | 38 |
Возможность посмотреть фильмна видео,DVD и т.д. | 25 |
Удаленность кинотеатров от дома | 21 |
Уверенность, что фильм покажут по телевизору |
20 |
Неуютная обстановка кинотеатра | 6 |
Иное | 3 |
Ожидания и предпочтения
Подавляющее большинство респондентов нынешнюю ситуацию в отечественном кинематографе воспринимают оптимистично — 64% опрошенных считают, что за последние пять лет она улучшилась. С мнением, что «почти ничего не изменилось» согласился 21%, и только 14% заявили, что ситуация ухудшилась. Оказалось, что отношение респондентов к современному российскому кинематографу зависит от того, как часто они в принципе бывают в кинотеатре. «Оптимисты» ходят в кино в полтора раза чаще, чем «пессимисты» (70% которых не делают этого вовсе, или реже 1 раза в год).
Несколько раз в неделю | Несколько раз в месяц | Несколько раз в полгода | Несколько раз в год | Реже или никогда | Всего | |
---|---|---|---|---|---|---|
Стала лучше | 2 | 21 | 14 | 18 | 45 | 100 |
Стала хуже | 2 | 7 | 5 | 15 | 71 | 100 |
Не изменилась | 1 | 17 | 16 | 13 | 53 | 100 |
При этом в каждой из своих подгрупп (и среди тех, кто часто бывает в кино; и среди тех, кто редко; и даже среди тех, кто вовсе туда не ходит) «оптимисты» составляют подавляющее большинство — возможно благодаря телекино. Однако в последней подгруппе доля «оптимистов» падает до 58%, тогда как в двух первых варьируется от 66% до 75%. Иными словами, восприятие зрителями отечественного кино сегодня почти не влияет на посещаемость кинотеатров. Однако чем человек активнее как зритель, тем оптимистичнее он воспринимает отечественное кино. Не наоборот. Доля российского кино в прокате пока слишком невелика для возникновения обратной зависимости.
Актеры в новом российском кино
Актер | % | |
---|---|---|
1 | Безруков | 19 |
2 | Меньшиков | 16 |
3 | Хабенский | 16 |
4 | Машков | 13 |
5 | Миронов | 13 |
6 | Домогаров | 7 |
7 | Яковлева | 7 |
8 | Галкин | 6 |
9 | Куценко | 6 |
Подавляющее большинство респондентов (79%) на вопрос, что для них в фильме главное, ответили — актеры. Однако вопрос «Кто является вашим любимым российским современным актером?» оказался едва ли не самым трудным — в ответ на него неизменно возникала длительная пауза. Почти 40% опрошенных признали, что любимых актеров у них нет. Часто называли Евстигнеева, Тихонова, Леонова. Встречался даже собирательный вариант — «старые актеры». Среди артистов молодого и среднего поколения, которые были названы, лишь девять сумели перейти «пятипроцентный барьер» — разброс мнений оказался огромным. Всего было названо 81 имя. Единственной женщиной, которая попала в этот «топ-девятку» стала Елена Яковлева, набравшая 7% голосов. Второе и третье место в рейтинге поделили Олег Меньшиков с Константином Хабенским (по 16%). Самым же популярным актером современного российского кино оказался Сергей Безруков — в симпатии к нему объединились около 19% из тех, кто назвал любимых актеров.
Однако в пересчете к общему количеству респондентов (т. е. включая и тех, у кого таких нет), проценты, полученные актерами «первой тройки», понижаются более чем в полтора раза. Сергей Безруков таким образом удостаивается лишь 12% голосов, Хабенский и Меньшиков — приблизительно по 10% каждый. Вместе с именами любимых актеров, респондентам предлагалось перечислить роли, в которых эти актеры запомнились. Вопреки ожиданиям выяснилось, что популярные актеры в сознании зрителей далеко не всегда напрямую связаны со своими ролями в нашумевших сериалах. Так, Сергея Безрукова как Сергея Безрукова (без упоминания ролей или, наоборот, с перечислением нескольких) назвали 9%, как героя сериала «Участок» — 5%, и как героя сериала «Бригада» — тоже 5%. Константина Хабенского вне связи с конкретной ролью назвали 9% респондентов, как героя фильма «Ночной дозор» — 5%. Олега Меньшикова чаще всего упоминали без уточнения сыгранных им ролей. А вот Евгений Миронов приблизительно половине опрошенных, назвавших его имя, запомнился именно в роли князя Мышкина в сериале «Идиот». Имя Елены Яковлевой почти для трети ее поклонников связано с ролью Каменской в одноименном сериале.
Таким образом, российского актера, безоговорочно любимого и признаваемого абсолютным большинством зрителей, сегодня нет. Время универсальной харизмы, похоже, прошло. Но проблема состоит не только и не столько в самом актерском составе сегодняшнего кинематографа. Проблема глобальнее. У современного актера, каким бы распрекрасным он ни был, сегодня, похоже, нет шансов воплотить «героя времени» — а именно такое попадание способно обеспечить артисту всенародную любовь (вспомним Бабочкина, Рыбникова, Баталова и т. д.). Место героя нынешнего времени уже давно вакантно. На вопрос: «Какого героя современного российского кино Вы могли бы назвать героем нашего времени?» около 80% опрошенных затруднились ответить, либо признали, что такого героя не существует (в данном случае это можно принять за равнозначные ответы). Оставшиеся 20% респондентов предложили более 40 вариантов, ни один из которых не набрал даже 3%.
Итак, всенародно любимых актеров сегодня нет, и вряд ли появятся в ближайшем будущем. Тем не менее, именно актеры для подавляющего большинства зрителей — главная составляющая фильма. А значит, именно актеры для подавляющего большинства производителей — лучшая реклама фильму. Как объясняется этот парадокс?
Элементарно. В нашем кинематографе, длительное время (после краха большой советской кинематографии) находившегося в глубоком нокауте, наконец включаются рыночные механизмы. Сегодня фильм становится прежде всего единицей потребления, подчиняющейся логике рыночной рациональности — и это, конечно, здоровее, чем существование вовсе вне всякой логики. Однако у рынка — свои законы. И они гласят: актер любимым может и не быть, но вот известным быть обязан. В ситуации рынка известность — аналог востребованности и успешности, а значит — гарантия качества. Любим ли мы бифидобактерии в йогурте, кальций и фтор в зубной пасте, витамин С в соках? Смешно. Но все они выступают залогом качества, определенного правильного действия, оказываемого потребляемым нами продуктом. То же происходит и с актерами: в логике современного зрителя известный актер — не более (но и не менее!), чем основной и важнейший ингредиент кинокартины, присутствие которого гарантирует качество кинопродукта. Наша гипотеза объясняет, почему более половины респондентов (55%) либо спокойно воспринимают участие актеров в рекламе и телешоу, либо даже узнают их там с удовольствием.
С удовольствием | 5 |
Воспринимаю спокойно | 50 |
Раздражает | 28 |
Мои любимые актеры не снимаются в рекламе и телешоу | 7 |
Затрудняюсь ответить | 10 |
Известность (как продукт) производится не только (и не столько) в кинотеатре, сколько в общем пространстве публичности: чем больше образ актера фигурирует за пределами кинозала — в ток-шоу, рекламе, популярных играх, светской хронике и т. д., — тем большую известность он получает, а значит — становится более качественным «ингридентом».
Сюжеты, герои и жанры
«Интересный сюжет», согласно опросу, оказался второй важнейшей составляющей фильма.
Актёры | 79 |
Интересный сюжет | 77 |
Режиссер | 33 |
Музыка, саундтрек |
27 |
Красивый костюмы, декорации, пейзажи | 26 |
Спецэффекты | 23 |
Мнение знакомых | 4 |
У нас не было возможности расспросить респондентов, что именно они подразумевают под «интересным сюжетом», однако мы можем вычислить некое семантическое поле зрительского интереса из ответов на вопросы о героях, жанрах и экранизациях.
Значительное большинство респондентов считает, что отечественный кинематограф до сих пор переживает последствия 1990-х гг., когда, в соответ-твии с повседневной реальностью, его главным действующим лицом стал криминал в самых разнообразных своих ипостасях. Основными героями, по мнению опрошенных, и до сих пор остаются представители криминального мира. Этот вариант ответа лидирует, и с большим отрывом — 72%. Почти 40% набрали сотрудники правоохранительных органов и спецслужб, далее в таблице расположились бизнесмены (25%), военные (18%) и политики (16%). Ни одна из оставшихся одиннадцати позиций не набрала более 5%.
Представители криминального мира (бандиты, киллеры, проститутки и т. д.) | 72 |
Сотрудники правоохранительных органов и спецслужб | 40 |
Бизнесмены | 26 |
Военные | 19 |
Политики (депутаты, губернаторы, прочие гос. чиновники) | 16 |
Представители среднего класса (менеджеры, администраторы и т. д.) | 4 |
Иное | 4 |
Студенты, молодёжь | 3 |
Журналисты, представители СМИ | 3 |
Богема, представители свободных профессий (актёры, художники, музыканты, писатели) | 3 |
Дети, школьники |
1 |
Интеллигенция (врачи, учителя, научные работники) | 1 |
Рабочие | 1 |
Бомжи, деклассированные элементы | 1 |
Крестьяне, фермеры | 0 |
Старики, пенсионеры | 0 |
На вопрос: «Существует ли фильм, про который Вы могли бы сказать: это кино про меня?» затруднились ответить 88% респондентов. Можно утверждать, таким образом, что массовый зритель не узнает себя в экранной реальности. Как правило, она предлагает ему собирательный образ «отрицательного другого». Для подавляющего большинства и бандит, и бегающий за ним мент, и политик, и бизнесмен — существа из параллельного, враждебного и чуждого мира.
Распределение в приведенной ниже таблице ответов на вопрос «Каких персонажей Вам не хватает в современном российском кино?», говорит само за себя. Важно лишь добавить, что иногда социальная группа не называлась вовсе. Респонденты предлагали собственные варианты: «настоящих мужчин», «хороших людей», «добрых людей», «нормальных людей». Потребность зрителей в положительном герое очевидна. Косвенным образом это объясняет, почему у почти половины опрошенных нет любимых актеров: сколь бы известными они ни были, воплощая чуждые массовому зрителю образы, стать «любимыми» они не имеют шансов.
Интеллигенция (врачи, учителя, научные работники) | 36 |
Студенты, молодёжь | 30 |
Рабочие | 19 |
иное | 16 |
Дети, школьники | 13 |
Богема, представители свободных профессий (актёры, художники, музыканты, писатели) | 12 |
Крестьяне, фермеры | 10 |
Представители среднего класса (менеджеры, администраторы и т. д.) | 10 |
Военные | 9 |
Старики, пенсионеры | 9 |
Журналисты, представители СМИ | 3 |
Сотрудники правоохранительных органов и спецслужб | 2 |
Политики (депутаты, губернаторы, прочие гос. чиновники) | 1 |
Бизнесмены | 1 |
Представители криминального мира (бандиты, киллеры, проститутки и т. д.) | 1 |
Бомжи, деклассированные элементы | 0 |
Современный киносценарий предложить искомого положительного героя пока бессилен. Есть ли вероятность обнаружить его в литературе?
На вопрос: «Экранизации каких литературного произведения Вы бы хотели видеть?». 46% опрошенных сказали, что такого произведения нет. Почти столько же (44%) хотели бы видеть экранизации произведений русской классической литературы. Из конкретных авторов чаще всего называли Толстого (9%, большинству из них была бы интересна современная экранизация «Войны и мира», чуть меньшему числу — «Анна Каренина») и Достоевский (6%). Отдельно упоминается роман «Мастер и Маргарита», экранизацию хотели бы увидеть 9% от общего числа респондентов. Остальные позиции (современная русская литература, западная классика и др.) набрали на порядок меньше голосов.
Русская классика | 44 |
Современная российская литература | 8 |
Зарубежная классика | 8 |
Советская литература | 7 |
Современная зарубежная литература | 3 |
Нет вариантов, или затрудняюсь ответить | 46 |
Конечно, «русская классика» в данном случае тоже является, скорее, брендом, гарантирующем некоторое качество и «полезность». Еще одна причина популярности этого ответа, очевидно, в том, что классика всегда существует в оппозиции к современности. Когда современность отталкивает, она воспринимается, прежде всего, как заповедник вечных героев и вечных ценностей.
Однако, показательно, что в «рейтинге» авторов (также, как в случае с любимыми актерами и любимыми фильмами) ни один из них не смог набрать больше десятой части голосов. Всего же было названо 68 имен. Разброс мнений огромен, общих ожиданий и предпочтений не выявлено.
А вот жанровые ожидания респондентов оказались довольно однородны: зрителям прежде всего не хватает комедий, мелодрам и исторических фильмов. 8% респондентов ответили на наш вопрос неожиданным образом: в качестве жанра, которого не достает в современном репертуаре, они назвали «мультфильм». Результаты, представленные в таблице, свидетельствуют о том, зрители готовы и стремятся увидеть на экране некую альтернативу доминирующему сегодня криминальному «экшену».
Комедия | 34 |
Мелодрама | 28 |
Исторический | 22 |
Фантастика | 9 |
Боевик | 7 |
Биографический | 7 |
Военный фильм | 6 |
Мюзикл | 5 |
Фильм ужасов | 4 |
Шпионский фильм | 4 |
Эротический | 4 |
Фэнтэзи | 4 |
Достаточно всего | 3 |
Другое | 10 |
Такие жанровые предпочтения современного зрителя в какой-то степени определили список «лучших современных фильмов», полученный в результате опроса.
Ночной дозор | 27 |
Сибирский цирюльник | 13 |
Водитель для Веры | 11 |
Возвращение | 6 |
Бумер | 6 |
72 метра | 5 |
Антикиллер | 5 |
Вор | 5 |
Из общего числа респондентов почти половина (45%) ответили, что любимых фильмов у них нет — что, конечно, показательно само по себе. Но если все же анализировать список фильмов, сумевших перейти пятипроцентный барьер, стоит обратить внимание не только на то, какие фильмы сюда вошли, но и на то, какие — не попали. Например, в список вошел фильм Павла Чухрая «Вор» (1997 г.), и не попал вышедший в том же году «Брат» Алексея Балабанова — хотя, казалось бы, их резонанс был несопоставим. Фильмы, вошедшие в первую тройку («Ночной дозор», «Сибирский цирюльник» и «Водитель для Веры») — это кино, дистанцированное от современной реальности (фэнтэзи, историческая мелодрама), с проявленной системой ценностей. Понятно, что успех «Ночного дозора», набравшего в два раза большее количество голосов, чем следующий за ним «Сибирский цирюльник», во многом объясняется агрессивным пиаром Первого канала (а также популярностью жанра фэнтэзи вообще, и писателя Лукьяненко в частности). Выходу «Сибирского цирюльника» в свое время также сопутствовала мощная рекламная кампания, тем более эффективная и запоминающаяся, что тогда это было в новинку. И все же реклама не всесильна: она может заставить человека пойти на фильм, но включить его в число своих «фаворитов», тем более спустя несколько лет после премьеры — едва ли. Поэтому, даже учитывая «погрешности», связанные с нею, все-таки позволительно говорить о некой тенденции в зри-тельских предпочтениях — подтверждающейся также тем, что «Водитель для Веры» и «Возвращение» обогнали «Бумера» и «Антикиллера». Фильмы-победители (если оставить за скобками «Ночной дозор») — это и есть кино «о нормальных людях», с выраженной мелодраматической жанровой составляющей. Это истории о любви, о семье, о взрослении — т. е. это именно то в жан-ровом отношении кино, которого зрителю не хватает.
Список наиболее популярных сериалов, согласно опросу, выстроился следующим образом.
Любимых нет | 21 |
Бедная Настя |
14 |
Каменская | 14 |
УРФ | 12 |
Менты | 11 |
Идиот | 8 |
Клон | 6 |
Штрафбат | 6 |
Дальнобойщики | 6 |
Участок | 6 |
Черный ворон | 6 |
Марш Турецкого | 5 |
Убойная сила | 5 |
Бригада | 5 |
Ундина | 5 |
Лидерство «Бедной Насти» — это успех первого отечественного «мыла», снятого по американским рецептам. Причем как в построении сюжета, так и в технологии съемок, когда рейтинг позволяет влиять на развитие событий. Любопытно, что латиноамериканская мыльная опера «Клон» проиграла «Бедной Насте» больше чем в два раза: зрители выбрали фильм «про нас», пусть даже столь условный — мыла клюквой не испортишь.
В список любимых телесериалов вошли «Идиот», «Штрафбат», «Участок», «Дальнобойщики» — так называемые прайм-таймовые сериалы, короткие и относительно высокобюджетные фильмы для вечернего эфира. Все эти фильмы — совершенно разные: экранизация классики; фильм о войне; современная версия очень успешного когда-то «Деревенского детектива»; приключенческий роуд-муви. Их объединяет не жанр, а то, что сняты они по законам «большого кино». Именно праймтаймовые высокобюджетники для многих зрителей заменяют сегодня «большое» кино.
Уровень выше | Уровень такой же | Уровень ниже | Затрудняюсь ответить | Всего | |
---|---|---|---|---|---|
По сравнению с зарубежными | 38 | 20 | 15 | 27 | 100 |
По сравнению с советскими | 19 | 11 | 36 | 34 | 100 |
Оценивая качество российских сериалов, более чем треть опрошенных утверждает, что они лучше, чем западные и хуже, чем советские. Современный телепоток, несмотря на свою интенсивность и разнообразие, как целое не вызывает безоговорочного одобрения. Однако при этом зрители очень хотят видеть на экране свою, а не чужую жизнь.
Результаты, представленные в следующий таблице, обнаруживают небезынтересный факт: значительный процент опрошенных считают, что и по сей день кинематограф зависит от государственной идеологии, что особенно проявлено в фильмах и телефильмах, касающихся таких «горячих» тем, как чеченская война или терроризм.
Тема | Влияет в значительной степени | Влияет в незначительной степени, слабо | Не влияет |
Затрудняюсь ответить |
---|---|---|---|---|
Чеченская война | 48 | 11 | 13 | 28 |
Великая Отечественная война | 25 | 21 | 25 | 29 |
Милиция | 30 | 24 | 15 | 31 |
Армия | 34 | 20 | 18 | 28 |
История России и СССР | 22 | 16 | 28 | 34 |
Экстремизм, терроризм |
41 | 11 | 15 | 33 |
ИТОГО: краткие выводы
Хотя большая часть опрошенных петербуржцев смотрит на ситуацию в современном российском кино довольно оптимистично, значительная их доля отчуждена от кинематографа. Почти абсолютное большинство респондентов не находит в современных фильмах близких себе персонажей. Зритель нуждается в по-ложительных ценностях и положительных эмоциях, в этически определенных и психологически понятных героях. При этом вкусовые пристрастия респондентов крайне рассредоточены: ни один из вопросов не получил мало-мальски единодушного ответа — ни один из вышедших на экраны отечественных фильмов, равно как и ни один актер, в симпатиях к себе их не объединил. Единст-венное, что определенно: смена жанровых предпочтений зрителя, вызванная по всей видимости не только «перекормом» бандитско-криминальными сюжетами, но также некой стабилизацией жизни в стране, требующей от экрана возврата к «вечным ценностям» — как в буквальном, так и в конкретно жанровом смысле. Зрителю остро не хватает на экране таких классических и обязательных для любой здоровой кинематографии жанров как комедия и мелодрама, в том числе — костюмная мелодрама.
© Никита Павлов
Читайте также
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Mostbet giris: Asan ve suretli qeydiyyat
-
Лица, маски — К новому изданию «Фотогении» Луи Деллюка
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве