Подвиг разведчика
Разведчиков в нашей молодости немало. Целая группа. Первым тут, конечно, Кадочников. За ним — Банионис, Штирлиц, майор Вихрь, капитан Клосс, адъютант Его Превосходительства. Каковы свойства разведчика?
Разведчик обязательно возвращается. Он мечтает вернуться и даже поет об этом песню: «Туда мы с тобой непременно должны однажды вернуться, однажды вернуться…»
Однажды он возвращается. Он приходит в конце фильма, на рассвете. Он стучит в дверь и говорит любимой: «Я вернулся» — тоном радостным, но виноватым, как будто бы все предыдущие события были им придуманы в спешке, чтобы оправдать долгое отсутствие.
Женится разведчик в краткую побывку, чтобы было кому ждать, но вспоминает об этом всю жизнь. И за границей наш разведчик не одинок. Во-первых, вокруг него действуют разведчики других стран, хотя они плохая компания, потому что часто бывают жадными и трусливыми. Если же встречается человек честный, принципиальный и мужественный, то какой бы он ни был вражина, вроде графа Тульева — путь ему в советскую разведку. Советский разведчик всегда немного грустен. Не помню случая, чтобы он искренне веселился в компании или один. В лучшем случае — и это просто вершина разгула — советский разведчик играет на рояле. Он всегда — меланхолический белый клоун. Не случайно Центр присылает белому Банионису рыжего Быкова.
Где бы ни работал и ни служил советский разведчик, он добивается грандиозных успехов. Это, видимо, и заставляло подозревать в стахановцах и передовых инженерах законспирированных врагов народа. Именно на трудовом энтузиазме попался Штирлиц. Кстати, он был первым разведчиком, который в конце фильма не возвращался. (Не возвратился домой и майор Вихрь, но это другой случай и, как пояснил Юлиан Семенов, семейная традиция. Майора Вихря, впрочем, отличает и прозаичность появления. Его просто сбрасывают на парашюте. Остальные давно уже служат у врага).
Советский разведчик обладает также сложным, запутанным и противоречивым моральным кодексом: кого убивать можно, а кого нельзя. Руководствуясь безошибочным нравственным чувством, он всегда умеет сделать выбор. Это отличает его от шпиона. Он не любит, когда его путают со шпионом. Спросите у него: «Вы шпион?» — и он ответит: «Видите ли, Юра…»
Читайте также
-
Школа: «Звезда» Анны Меликян — Смертельно свободна
-
Не доехать до конца — «Мы тебя везде ищем» Сергея Карпова
-
Слово. Изображение. Действие — Из мастер-класса Александра Сокурова
-
2024: Кино из комнаты — Итоги Павла Пугачева
-
Десять лет без войны — «Возвращение Одиссея» Уберто Пазолини
-
Высшие формы — «Спасибо, мама!» Анны Хорошко