«Питер FM» — «Сеансу» отвечают…
Юрий Гладильщиков
Фильм очень приятный на вкус и цвет, но искусственный. Он гораздо лучше голливудских романтических комедий, из-за своей паточности вызывающих у меня оголтелую ненависть. В нем есть незаигранный сюжетный ход (речь, понятно, об истории с мобильником, который она потеряла, а он нашел, и еще о том, что персонажи никак не могут встретиться). Но есть в нем и пошлость молодости (или, если хотите, пошлость понимания и изображения молодости). В какой-то момент при всей своей якобы антибуржуазности герои начинают выглядеть как стандартные мажоры.
Лидия Маслова
Говорят, актриса Ирина Рахманова придумала рекламный слоган для «Питера FM»: «Это не радио, это кино». Тем не менее ощущается, что авторы воспринимают Питер скорее на слух, чем визуально, и уши их по-московски настроены на высокочастотные колебания. Вообще, сюжет о людях, которые никак не могут встретиться, потому что слишком заняты и вечно опаздывают, промахиваясь мимо друг друга, кажется скорее более органичным для Москвы, чем для Петербурга, где только что познакомившиеся люди, наоборот, часто не могут расстаться, какие бы срочные дела и близкие родственники их ни ждали.
Сергей Кудрявцев
Этот фильм, успевший стать культовым в молодежной среде, — первый, чей зрительский успех (7,25 млн долларов в кинопрокате) был обусловлен новым видом «сарафанного радио» (в Интернете немало сообщений, по большей части восторженных и вполне искренних). И, например, на повторном просмотре даже сильнее проникаешься лирическим настроением, не особо застревая на разных сюжетных допусках. Впрочем, романтический жанр предполагает наличие подобных условностей, которым вроде бы и не место в реальной жизни. А отдельные режиссерские находки делают эту немудреную историю по-настоящему привлекательной.
Екатерина Тарханова
Посмотреть и забыть, а можно и не смотреть, если, как Лидия Маслова, мотаться в Питер каждый уикенд. Чем отдаленней шумная премьера, сумасшедшее число прокатных копий и бурный успех у продвинутой молодежи, тем яснее, по-моему, что второй раз подобная профанация не пройдет. Никакая милая наблюдательность дебютантки Бычковой, никакие камео Хвана, Краско, Машкова и Баширова, никакие сюсюкающие «весенние перевертыши» не заменят отсутствующий сценарий. Вот дебютанту Годару в «На последнем дыхании» даже записывать сценарий не понадобилось — до такой степени он «был». А в «Питере FM» его столько мусолили, что в итоге — «нэт», и все. На годаровских «двоих в Париже» мы полвека уже смотрим так, как на бычковских «двоих из Питера» никогда даже не взглянем.
Вероника Хлебникова
Высокоточный выбор исполнителя главной роли: всякое появление на экране артиста Цыганова действует на публику умиротворяюще. Находка для фильма, увлеченного оздоровлением репертуарного ландшафта. Называется-то «Питер FM», а работает как аппарат УВЧ из кабинета физиотерапии с длинными пластмассовыми ручками на шарнирах. Тянется мягкими подушечками к горлу с простуженными железками, ле-ечит…
Мария Кувшинова
Вот, молодое поколение в кино получило возможность говорить — и пролепетало что-то умилительно-невнятное. Простите нас, нам нечего сказать, у нас диджей вместо пророка. И юного положительного героя у нас тоже нет — есть только бледная попытка его изобразить. Весь фильм состоит из необязательного вранья — мелкого и крупного. Чтобы принять «Питер FM» за возрастную лирическую мелодраму в духе «Я шагаю по Москве…», надо принять на веру несколько совершенно невозможных утверждений: 1) на коммерческих радиостанциях диджей может поставить в эфир песню по своему выбору, 2) во время эфира в студии могут болтаться посторонние, 3) молодой и талантливый (как нам говорят) архитектор, потративший кучу времени и денег на учебу, не хочет делать карьеру, а хочет запускать на крыше змея, 4) молодая девушка на пороге замужества настолько не в себе, что не в состоянии забрать потерявшийся телефон. Все это какая-то неубедительная глупость. Правда же заключается вот в чем: это не история про то, как двое не могут встретиться, — это история про то, как двое не могут встретиться, потому что так распорядился сценарист. И вот еще что: ну не набирается у нас пока столько культовых актеров, чтобы строить фильм на одних бессмысленных камео.
Андрей Аствацатуров
Городская киносказка, снятая с таким знанием дела, что даже забываешь в какой-то момент о кричащей сентиментальности сюжета. Сказка, заставляющая на полтора часа поверить, что в человеке, особенно когда он молод, есть творческое начало, сопротивляющееся рассудочной предсказуемости, а грязный город, плотно упакованный нахмурившимися домами, на самом деле озарен светом и промыт летним дождем.
Виктор Топоров
Простенько, без претензии. Хороший мальчик, никакая девочка, никакая музычка. Нулевое кино нулевых. При малейшей попытке серьезного прочтения (разумеется, незапланированной, да и ненужной) фильм превращается в проповедь [неблагонадежности] как национальной и, не в последнюю очередь, поколенческой черты: штольцы здесь не ходят. Впрочем, та же национально-поколенческая черта отчетливо просматривается и в сценарии. Вспоминаются слова Михаила Пиотровского о том, что Петербург «случайно является самым красивым городом на земле». Глупость, конечно, но глупость приятная.
Елена Фанайлова
Менеджмент (или директорат) журналов «Glamour» и «Seventeen» может открыть шампанское: на вверенной им территории селекция прошла успешно. Выведен новый тип девушек в розовом и голубом, которые оценят работу стилиста в сцене с домоуправом (галстук-рубашка-жилет) или попросту проглотят цветовой якорек. Конечно, имидж отставного жениха слишком прямолинеен (белый, прошу прощения, костюм, ботинки с квадратными носами, деловитый портфель) — ну, чтобы сомнений не было, за что отправлен в отставку. Зато главные герои и их тряпочки вполне вызывают положительные эмоции. Актеры живые, доброкачественные, любовь не без трудностей, но преодолимых, романтическая комедия положений не должна разочаровать нас в финале. Все это, надо сказать, совсем не противно: скромные жанровые задачи, которым соответствует грамотное визуальное наполнение и хорошее знакомство с современным европейским (французским, не «Амели») кино; скромное обаяние бедной, но модной юности; искренние, без противного надлома, хоть и не слишком глубокие, чувства. Хорошая работа оператора, режиссера монтажа, человеческие диалоги (редкий случай для русского кинематографа).
Моя двадцатидвухлетняя приятельница, электорат и целевая аудитория фильма, сотрудница одной питерской радиостанции, сообщила, что после выхода из кинозала настроение ее сильно улучшилось и, цитирую, «стало понятно, что в этом депрессивном городе можно жить».
Алексей Востриков
Легкое, почти невесомое кино, глупое, радостное и бессмысленное, как воздушный шарик, как цветастые пижамные трусики героини. В полном соответствии с законами соцреализма хорошее борется с еще более лучшим; важнейшие проблемы, которые волнуют современную молодежь (как то: уезжать ли в Германию, выходить ли замуж за нелюбимого и, наконец, гнать ли в эфир Киркорова), решаются правильно; и в результате рождается большое и светлое чувство. Этакий йогуртовый тортик, диетический и низкокалорийный, украшенный видами красивых домиков и звуками приятных музык.
Питерцы имеют бонус: разгадывание фантасмагорических маршрутов никого не оставит равнодушным.
Дмитрий Савельев
Питер выступил в положительной роли старинного сводника. Она ему к лицу. И вообще, он выглядит поярче мальчика с девочкой. Потому что режиссер Оксана Бычкова в первую очередь его любит и о нем мечтает, хоть и прилежно делает вид, что девочка с ненужным замужеством и мальчик с ненужным грантом ей тоже весьма интересны.
Игорь Манцов
Здесь выполняется социальный заказ на глянец и на беззаботную пустоту. А когда-то давно был в стране заказ на «рабочую тематику», причем рабочие получались тогда, мягко говоря, убедительнее, чем фланирующий средний класс теперь. Социальную мифологию приходится высасывать из пальца, ведь в реальности никакого стабильного «среднего класса» нет. Образность поэтому никакая, и все — неправда. Художественная неправда. Допустим, жених с невестой нервно расстаются на фоне сварочных работ, то есть сцена решена в стиле «там искра, и тут искра». Так нельзя!
Елена Грачева
Достоинство фильма — в стопроцентной нацеленности на определенную аудиторию, шаг влево, шаг вправо — расстрел. Аудиторию, которая для современного кинотеатра — главная. Не все же девочкам среднего школьного возраста читать «Cool girl» или смотреть «Дом-2», им и романтического чего-нибудь подавай. И наплевать им, клеится там в кино со смыслом или не клеится, — ну не будут они задумываться, к примеру, чего ради нормальный, неглупый и талантливый юноша круглосуточно слушает радио, на котором позволен только Киркоров. Плевать им на смысл и на Киркорова. А вот атмосфера легкой романтической приятности — самое то, что надо. Ну и славно, пусть у этих девочек тоже будет свое кино.
Павел Кузнецов
Я посмотрел картину одновременно с лентой «Девочки». Это как бы два полюса, между которыми балансирует новое кино. С одной стороны, чернуха, буквально фиксирующая современную жизнь, с другой — попытка рассказать романтическую историю и тем самым преодолеть реальность, которая уже всех достала и в искусстве, и в жизни. Конечно, таких персонажей — радиоведущую, отказывающуюся выходить замуж за молодого и богатого, или архитектора, предпочитающего дворницкую работе в Германии, — можно встретить и сегодня. Но в контексте ленты, которая пытается возродить романтические фильмы о молодых «a la 1960-е», рассказанная история не убеждает. Картина снята хорошо, но ощущение фальши остается. Романтика на экране не выходит. Времена уж совсем не те.