Что вы думаете об Андрее Панине
Андрей Панин, если я не ошибаюсь, старше всех своих однокурсников, кончавших Школу-студию МХАТа в 1990 году. В энергии его ранних работ не было неловкости первых шагов: он был резок, напорист и не столько уверен в себе, сколько торопился уверить: я — то, что надо. Сразу после Школы Панин был принят в Художественный театр и работал много; я видела его почти во всех здешних ролях — в «Борисе Годунове» он играл Самозванца (в очередь с Михаилом Ефремовым), в «Маленьких трагедиях» — Скупого рыцаря, в «Гофмане» Виктора Розова — заглавную роль. Но волновал он не столько рисунком роли, сколько манерой и нотой: задевало ощущение его требовательного и неудовлетворенного присутствия. Грех сказать, будто в театре к тревожному, царапающему, требующему звуку этого актера оказались глухи: ни на вводы (Шамраев в «Чайке», Бутон в «Кабале святош»), ни на «выводы» не скупились. Его сводили с авторами, которым мог быть потребен непривычный сцене звук. Занимали в «Темной комнате» — в спектакле по пьесе Петрушевской, в «Новом американце» — по прозе Довлатова. Занимали в Достоевском («Бобок»). С ним пробовали все. Он становился участником чужих опытов, пытал себя в спектаклях недолговечных, у корня своего надломленных — несостоятельностью ли драматургии, слабостью ли режиссерских сил, неуместностью ли задумки. Из Художественного театра Панин ушел шумно и безрадостно. Особых сожалений его уход не вызвал. Долго оставаясь нераскрытым, он начинал возбуждать вопросы: с чем пришел, не пуст ли? Между тем содержателен был самый звук актера и его техника. Впервые он сценически сформулировал эту технику, победоносно войдя в квартет «Смертельного номера». Это головокружительное театральное сочинение вообще стоит рассмотреть в истории нынешнего актерства. А затем проследить: как и почему меняется нота; как обретаются легкость и мягкость; как становится нежней и веселее техника; и как идет спектакль «Академия смеха» — постановка Романа Козака на Малой сцене Театра им. Пушкина (если уже не идет — безмерно жаль: этот спектакль мог бы жить вечно).
Читайте также
-
Школа: «Звезда» Анны Меликян — Смертельно свободна
-
Не доехать до конца — «Мы тебя везде ищем» Сергея Карпова
-
Слово. Изображение. Действие — Из мастер-класса Александра Сокурова
-
2024: Кино из комнаты — Итоги Павла Пугачева
-
Десять лет без войны — «Возвращение Одиссея» Уберто Пазолини
-
Высшие формы — «Спасибо, мама!» Анны Хорошко