Памяти Геннадия Богачева
25 апреля ушел из жизни ленинградский и петербургский актер Геннадий Богачев, мастер эпизода в кино, голос Роберта де Ниро и Мела Гибсона в отечественном дубляже, а для БДТ — один из важнейших артистов труппы. Прощаясь с Богачевым в своем телеграм-канале, о страшной власти момента и актерской судьбе пишет Дмитрий Савельев.
«…Но предупреждаю вас, Ватсон, характер у него трудный, очень», — вот самая первая реплика самой первой серии телевизионных похождений Шерлока Холмса и доктора Ватсона. С этих слов — ну, после великих аккордов Владимира Дашкевича на титрах — все начинается. Их на ходу произносит Стэмфорд, друг Ватсона, лицо эпизодическое: кроме двух начальных сцен, больше ни разу не мелькнет. Эти слова произносит Геннадий Богачев.
Накал докрасна был его нормальной сценической температурой
В том же году он сыграл у Виталия Мельникова официанта Диму в «Отпуске в сентябре». Сыграл страшноватого Диму блистательно. Выйди тогда «Отпуск» на экран, попади на глаза режиссерам — и дела в кино у артиста Богачева могли пойти роскошно, потому что в этой роли он настоящий, тонкий артист кино. «Отпуск», однако, лег на полку, подарков вампиловского масштаба Богачев от кино уже не получал, и экран о нем, по большому счету, забыл, хоть время от времени и вспоминал по мелким поводам, постепенно скопив в его фильмографии более ста появлений здесь и там.
В Богачеве признали актера отчетливо театрального — во всех смыслах этого слова, так как его актерская природа проявляла себя довольно специальным, почти всегда громокипящим образом, накал докрасна был его нормальной сценической температурой. В товстоноговские времена Богачев занимал в труппе БДТ место хоть и вполне заметное, но, конечно, не в первом ряду. Однако труппа была такой неправдоподобно роскошной, что и пятый ее ряд стоил топ-листа в иных театрах, а Богачев был не в пятом, это уж точно.
Кто смотрел — а кто-то не смотрел? — «Хануму», тот, возможно, запомнил и Богачева. Кто смотрел «Ревизора» — тот, скорее всего, запомнил Осипа, доставшегося ему от Сергея Юрского. И в «Смерти Тарелкина» выход его «просвещенной личности» — точнее, «личность» выволакивали на сцену жандармы, — не оставался незамеченным. Кажется, в «Пиквикском клубе» он репетировал Джингля, но не вовремя заболел. Товстоногов, не желая останавливать репетиции, призвал на выручку Олега Басилашвили, чей мхатовский педагог Павел Массальский царил когда-то в этой роли, и Басилашвили учителю не уступил: в обаятельном, но не самом крупном товстоноговском сочинении он был просто божественным пройдохой, ради него стоило шляться на «Пиквик» постоянно.
Думаю, Богачев пережил потерю — роли, шанса — трудно. Получив в этом спектакле от Товстоногова по выздоровлении что-то несопоставимое с Джинглем, воплотил без азарта. С уходом Товстоногова и его главных актеров, а также с годами, приумноженным опытом и вызреванием дара Богачев в БДТ вышел в первачи, и это было справедливо. Стал играть главные, сложные роли, и играл их интересно. Но что-то было упущено, да.
Читайте также
-
Кино снятое, неснятое, нарисованное — О художнике Семене Манделе
-
Трехликий Бен Риверс — «Боганклох» на «Послании к человеку»
-
Мэгги Смит — Принцесса Греза
-
Марио и магия — Царство иллюзий Марио Бавы
-
В бегах — К 80-летию Жан-Пьера Лео
-
Дозволенная магия — кино Дариуша Мехрджуи, философа, классика и бунтаря