Видео

Высшие формы — «О, неет!» и «Одинокий монстр выходит к людям» Ивана Максимова

Иван Максимов всегда был очень эскапистским режиссером, создавал миры, максимально дистанцированные от реальности. Но в конце 2019 выпустил пророческий «Одинокий монстр выходит к людям», в котором заранее отразилась пандемийная тоска, а через год — «О, неет!», фильм про междометие, которое теперь можно использовать чуть ли не каждый день. Сегодня он рассказывает о них в «Высших формах».

Идеей фильма «О, неет!» было показать разные ситуации, в которых персонажи говорят «О, неет!» Несколько лет назад вышел эффектный, смешной маленький фильм «Enough», где все персонажи были сваляны из шерсти — просто сборник ситуаций, в которых героя все достало, и он совершает какой-то резкий, несуразный поступок в связи с нервным срывом. По аналогии я взял фразу «О, неет», которая, в принципе, близка к этому «Enough», но на русском языке, потому что, во-первых, была пандемия, и не факт, что иностранцы могли бы увидеть фильм на фестивалях, а, во-вторых, потому что в «Oh no» две буквы О, что не очень хорошо для артикуляции — это просто фаза открытого рта. А в «О, нет» есть «О» и «Е», и получается, что это междометие можно изобразить более эффектно.

Я захотел использовать в фильме рисунки художник-графика и иллюстратора Алисы Юфы, которая живет в Санкт-Петербурге. Первой ее позвала в анимацию Наташа Мирзоян, когда делала фильм «Привет, Бабульник!», на котором Алиса работала как художник-постановщик. Я же не особенно хотел напрягать Алису и решил, что просто выберу что-то из ее готовых картинок и попросил ее прислать все, что есть в хорошем разрешении.

У меня в сценарии были заранее придуманы какие-то ситуации, но в итоге они не пошли. Я начал придумывать новые, просто глядя на алисины картинки. Некоторые из них пришлось переделывать из вертикальных в горизонтальные. Это, пожалуй, было одним из самых сложных, но все равно доставило мне удовольствие. Затем все ситуации выстраивались по логике: в начале — более простые и банальные, в конце — самые абсурдные, фантастические или сюрреалистические.

В результате из всех неподходящих существ он решил выбрать тупых зайцев

Анимация была двух типов, в зависимости от графики в каждом эпизоде. Картинки Алисы немножко разные по стилю: некоторые очень текстурные, их можно сделать только в перекладке с помощью After Effects, другие достаточно графичные, они анимировались в рисованной технике.

Это уже не первый мой фильм, который устроен как бусы — нет сквозного сюжета, и части можно менять местами. Предыдущий такой у меня был «Художник и хулиганы» по картинкам Войцеховского, а до этого «Скамейки», где тоже нет сквозного сюжета, а есть ситуации, связанные со скамейками или с парком. Это удобная схема, которая предполагает, что автор придумывает всякие прикольные сцены, а потом собирает из них фильм. Несколько лет назад я узнал, что Джим Джармуш (по крайней мере, первые фильмы) делал по такому же принципу, т. е. просто снимал, что ему нравилось, а потом придумывал, как какой эпизод можно использовать.

А в фильме «Одинокий монстр выходит к людям» я, наоборот, использовал линейный сюжет. Основным мотивом этого фильма было сделать такой задумчивый, психоделичный подземный мир, в котором живут странные существа. Я набрал какое-то количество гравюр, из которых с помощью аппликации сделал этот мир. Я использовал гравюры во многих фильмах: «Ветер вдоль берега», «Дождь сверху вниз» и особенно «Приливы туда-сюда». Я скачивал старинные гравюры, вырезал из них детали и собирал из них тот пейзаж, который мне нужен. Это занятие доставляло мне удовольствие, поэтому я решил опять к нему вернуться, тем более, что за пять-шесть лет количество качественных сканов гравюр в интернете увеличилось.

По ходу я придумал, как должен выглядеть главный герой, который будет пытаться найти себе какую-то компанию. Дальше я развивал эту задумку, придумывая детали и ситуации. Он исследует свой подземный мир, выходя в разные помещения, и встречает там каких-то непотребных существ, которые не годятся ему в друзья. В результате из всех неподходящих существ он решил выбрать тупых зайцев — как бы меньшее из зол.

Но вообще я избегаю линейных сюжетов, потому что в них меньше возможностей импровизации. А конструкция, которая как бусы, дает больше свободы. Туда можно вставить все, что угодно, и все, что угодно, оттуда выкинуть. Из-за этого получается некоторая творческая легкость.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: