Фотохроника «Жертвоприношения»
![](/img/blog/2012.04/offret_photos_01.png)
![](/img/blog/2012.04/offret_photos_20.png)
Для Жертвоприношения Тарковский искал безвременный ландшафт. Он его нашел на берегу Балтийского моря. От Готланда до России рукой подать, — говорил Андрей. К сожалению, мечте его увидеть Россию не суждено было осуществиться.
”[Тарковский
Эта конструкция напомнила Андрею фотоработы русского авангардиста Родченко.”]
![](/img/blog/2012.04/offret_photos_32.png)
![](/img/blog/2012.04/offret_photos_33.png)
”[Съемки
Александеру приснился сон, что он собирает мелкие монеты в вязкой глине. «Деньги — к слезам», — пояснил Андрей. Этот сон часто снился Андрею.”]
![](/img/blog/2012.04/offret_photos_43.png)
Осматривая заросший, одичавший сад усадьбы, мы с Андреем набрели на избушку на курьих ножках. Осторожно толкнув дверь, мы, буквально, были сбиты с ног мохнатой встревоженной совой. Перепуганная посланница ночи с резким криком скрылась в густых сосновых лапах. Услышав о нашем злополучном приключении, Эрланд сочувственно заявил, что ему самому мерещатся привидения в пустых и гулких залах усадьбы. Это, наверное, феи и эльфы из Сна в летнюю ночь ворожат. Вот он и вооружился молотком, на всякий случай.
![](/img/blog/2012.04/offret_photos_47.png)
Долгое время Свен не мог понять, почему Андрей все время смотрит в камеру. Он даже обижался, пока Андрей не объяснил ему, что только глядя в глазок камеры он представляет себе мизансцену.
”[Строительство
Дом — сокровенное для самого Тарковского и для всей концепции фильма понятие.”]
![](/img/blog/2012.04/offret_photos_50.png)
Андрей в раздумье, как лучше снять сцену с лестницей, по которой Александер спускался с балкона и отправлялся к ведьме Марии.
![](/img/blog/2012.04/offret_photos_53.png)
Андрей и Свен по очереди катались на вездеходах.
![](/img/blog/2012.04/offret_photos_56_57.png)
Долго не выстраивался ночной кадр, который снимался в белую ночь. Это светлое небо мне все портит! — раздражался Андрей. — Надо его как-то замаскировать! Он решил прибить сосновую ветвь прямо к балкону дома Александера. Красота требует жертв! — радовался режиссер своей находке.
![](/img/blog/2012.04/offret_photos_85.png)
Сцена, в которой Александер пишет прощальное письмо жене, не вошла в картину.
![](/img/blog/2012.04/offret_photos_86.png)
Молитва, по мнению Андрея, одна из самых сложных актерских сцен. Это переломный момент в картине и мировоззрении героя. Александер впервые в жизни встает на колени и обращается к Господу с просьбой спасти его семью и весь мир от атомной войны. На съемочной площадке не просто тишина, а затаили дыхание, боясь нарушить состояние актера. Мы плакали вместе с Эрландом Юсефсоном, когда он произносил слова молитвы: Господи! Спаси нас в эту ужасную минуту...
![](/img/blog/2012.04/offret_photos_90.png)
Пока Свен колдовал над созданием вечерней, меланхолической атмосферы, Андрей обдумывал, как лучше всего подать появление актеров. Он говорил, что выход актеров подобен новой теме в музыкальном произведении: надо и о старой не забыть, и новую преподнести как что-то необыкновенное.
![](/img/blog/2012.04/offret_photos_108.png)
В этой сцене почтальон Отто дарит Александеру карту Европы XVII века. Разговор заходит об истине. Что есть истина? — спрашивает Отто. В конце фильма режиссер дает ответ на этот вопрос: Любовь. То, к чему призывал Всевышний, ради чего принесена была великая жертва. Эпизод не вошел в фильм.
![](/img/blog/2012.04/offret_photos_113.png)
Тарковский неоднократно повторял актерам: Между мной и вами должна быть тайна. Вам не должно быть все понятно. Вы должны быть как влюбленные — в ожидании и предвкушении...
![](/img/blog/2012.04/offret_photos_131.png)
Ни одного желтого цветка не должно быть видно в кадре! — отдал приказ режиссер. На расчистку поля от желтых цветов бросилась вся группа, включая продюсера картины Анну-Лену Вибом.
![](/img/blog/2012.04/offret_photos_133.png)
Андрей говорил, что о таком операторе он мечтал всю жизнь. На фильмах Бергмана, которые снимал Свен Нюквист, училось не одно поколение молодых кинематографистов ВГИКа.
![](/img/blog/2012.04/offret_photos_136.png)
Пожар снимался дважды. В первый раз сцена сорвалась из-за поломки камеры и недобросовестной работы английских пиротехников. В самом начале съемки у них сгорели провода, и пожар вышел из-под контроля. Если бы сцену пожара не пересняли, Тарковский убрал бы свое имя с картины.
”[Съемки
Когда привели лошадь, Андрей позабыл обо всем. Кормил, гладил, нашептывал ей что-то ласковое на ухо, прогуливался с ней.”]
![](/img/blog/2012.04/offret_photos_167.png)
Крис Маркер и Андрей Тарковский.
![](/img/blog/2012.04/offret_photos_173.png)
Для пересъемки второго пожара были использованы дополнительные рельсы.
![](/img/blog/2012.04/offret_photos_182_183.png)
19 июля 1985 года. После успешного завершения второго пожара Арне Карлссон сфотографировал съемочную группу перед сгоревшим домом.
![](/img/blog/2012.04/offret_photos_185.png)
Тарковский фотографирует Нюквиста. Свену понравилась фотография, снятая Андреем, с отраженным солнцем в камере.
![](/img/blog/2012.04/offret_photos_188.png)
Александер лежал после обморока в темной от ползущих грозовых туч траве. Тарковскому важно было передать состояние содрогающейся травы. Ни одну сцену мы не снимали так долго, как эту — наверное, потому, что она была последней, а нам не хотелось прощаться.
![](/img/blog/2012.04/offret_photos_190.png)
Для финальной сцены Тарковский выдвинул следующие требования к погоде: должно быть пасмурно; хорошо, чтобы были белые, пышные облака и чтобы внезапно выглянуло солнце. Над ним смеялись, это невозможно. В кадре мы видим именно этот эффект: отражающееся в воде солнце и ползущие по небу тяжелые белые облака. Конец картины должен быть светлым, чтобы оставить у зрителя ощущение надежды.
Благодарим Анастасию Никитину за предоставленные фотографии