«Находить рифмы в совершенно непохожих фильмах» — Вадим Рутковский о «Новом движении»
В прошедший уикенд в Великом Новгороде прошел первый фестиваль молодого кино «Новое движение». Публикуем интервью с программным директором этого и нескольких других смотров Вадимом Рутковским — о принципах программирования, «враждебных к кино» городах, и о зрителях, смотрящих кино сердцем.
«Новое движение» — своего рода наследник омского «Движения», программным директором которого был Стас Тыркин. Как к новому фестивалю и новой команде присоединились вы?
Команда не совсем другая, поскольку Артем Михалков был лицом «Движения» в Омске и остался во главе «Нового движения» в Великом Новгороде. Я же стал программным директором фестиваля довольно просто: мы вместе с Максимом Королевым [генпродюсер «Нового движения» вместе с Артемом Михалковым. — примеч.] были гостями фестиваля Realist в Ярославле. Как-то вечером сидели, выпивали, и Макс сказал: «Думаем про возрождение „Движения“, будешь отборщиком?» Я говорю: «Почему нет?»
Как собиралась программа? Много ли было заявок на фестиваль, который проводится в первый раз?
Заявок было не очень много. В частности потому, что мы ограничены форматом, — в конкурсе участвуют только первые—третьи фильмы режиссеров. Поскольку, по регламенту, мы ориентированы на молодое кино, был выбран такой критерий. Хотя понятно, что нумерацией молодость фильма не исчерпывается.
Насколько я помню, пришло порядка двадцати полных метров и сорока коротких. Часть приглашенных полнометражных фильмов я видел без заявок. Удивился, что присылали короткометражные работы, ведь они здесь идут вне конкурса. Это с самого начала было моим условием: я отбираю короткий метр на Московский Международный фестиваль и «Короче», и не хотел, чтобы был конфликт интересов. В Новгороде собрал лучшее из лучшего.
В конкурсе есть как крупнобюджетные проекты (например, «Мухадракон» или «Вы меня видели?»), так и совсем инди-кино с бюджетом в 30-40 тысяч рублей («Мох»). Вы обращали на этот критерий внимание при отборе?
Нет, я так фильмы не делю: крупнобюджетные они или безбюджетные совсем по воле судьбы, по рождению. Для меня главный принцип фестивальной программы — разнообразие. Важно, чтобы не было монотонности, одного и того же ритма, одного и того же стиля, тем, настроения. Интереснее находить рифмы в совершенно непохожих фильмах, видеть, как они составляют узор, складываются в причудливый пазл, который, собственно, и есть фестиваль.
Для каких-то фильмов важны точечные показы, в многозальнике торгового центра они потеряются
На «Новом движении» после каждого показа проводились обсуждения с авторами фильмов. Чем такая практика полезна кинематографистам, фестивалю и зрителям?
Реакция зрителей безумно интересна и автору, и мне как человеку, пригласившему фильм для участия в конкурсе. Предсказать ее невозможно.
Вот, например, «Мох», дебют режиссера Никиты Миклушова. Это фильм, про который можно сказать термином еще советской поры, он «трудный для восприятия». Так мне казалось с самого начала, хотя я фильм очень люблю. Он почти бессобытийный, по сути, всего один герой, который в течение часа не делает никаких зрелищных жестов, и истории в традиционном смысле нет. Фильм легкий и короткий, но я предполагал, что, наверное, кто-то из людей, не готовых к медленному кино, среагирует отрицательно. Суперсюрпризом оказалось том, что самые-самые обычные зрители, не киноманы, не сумасшедшие синефилы, смотрели с удовольствием, задавали красивые вопросы после показа, фантазировали, что может случиться с героем дальше и фотографировались со съемочной группой. Прекрасный, по-моему, пример того, как люди смотрят кино непредвзято, в отличие от многих как бы профессиональных критиков и представителей так называемой индустрии. Как люди смотрят сердцем.
На деловых программах фестиваля много говорили о том, что сейчас благодатное время для дебютантов и дебютного кино в стране много. При этом в программе были «Лиссабон» и «Эра», уже участвовавшие на других смотрах. Так много у нас дебютов или не очень?
Нет, я не считаю, что у нас много дебютов. В регламенте фестиваля мы с самого начала осторожно написали, что предпочтение отдается премьерам, но это не значит, что в нем не могут участвовать непремьерные фильмы. В какой-то момент я оказался перед выбором. Возможность собрать программу, состоящую на 100% из премьер, есть. Но придется пригласить фильмы, которые лично у меня вызывают раздражение, неприязнь, отвращение и скуку — и вовсе не потому, что авторы задавались такой художественной целью. Разумеется, как человек, более-менее владеющий русским языком, я смог бы объяснить, почему они здесь. Но если я страдаю, когда это смотрю, если меня тошнит, когда я это смотрю, зачем подвергать таким испытаниям жюри и зрителей? Нет уж. Я предпочел пригласить несколько любимых фильмов, уже побывавших на других фестивалях. Их точно не видели в Новгороде, а фестиваль — это важное событие именно для города. И я сам с огромным удовольствием пересмотрел их здесь. А «Эру» еще и впервые видел на большом экране. Так что это был и подарок себе.
Если фестивали зажигают, значит, это кому-нибудь нужно
Для вас понятие «молодое кино» связано с возрастом авторов?
Паспортный возраст не имеет никакого значения. На фестивале много совсем юных кинематографистов: в программе есть большущая, для меня — самая важная из внеконкурса секция короткого метра. Но вот, например, режиссер «Лиссабона» Светлана Филиппова — опытный автор анимационного кино, а режиссер «Мухадракона» Татьяна Колганова — опытная актриса, однако их опыт — не помеха молодости их работ. Молодость — в энергии, в свободе, в жизни, что возникает на экране.
Для дебютного кино важно дойти до зрителя или фестивальной премьеры может быть вполне достаточно?
К счастью, мы живем в такое время, когда дойти до зрителя элементарно. Ты можешь выложить свой фильм на YouTube или ВКонтакте и, если повезет, могут быть тысячи, миллионы просмотров.
Что касается большого проката, не думаю, что он может быть полезен абсолютно всем. Для каких-то фильмов важны точечные показы, в многозальнике торгового центра они потеряются. Что толку поставить тот же «Лиссабон» хоть на десять сеансов в день? И «дойти до зрителя» — термин насколько расхожий, настолько и туманный.
Сейчас конкурсов дебютов все больше. В один ряд с «Новым движением» могут встать «Дух огня», «Короче», «Одна шестая»…
Легко объяснить. После того, как исчез «Кинотавр», все другие фестивали захотели стать новыми «Кинотаврами» и отчасти у кого-то это получается…
А нужно ли столько фестивалей?
Если фестивали зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Фестивали — это всегда хорошо. Люди приезжают, встречаются, показывают свое и смотрят чужое кино, болтают, устанавливают контакты и заключают контракты. Если есть возможность, бюджет, локация — надо проводить.
Вы не скучаете по тому времени, когда был один главный фестиваль — «Кинотавр» — и все?
По чему я точно не скучаю, так это по Сочи. Программа, которую собирала великий куратор Ситора Алиева всегда была мегаинтересной, но сам город абсолютно враждебен к кино. Хорошо, что не все города такие.
Читайте также
-
Джульетта и жизнь — «Можно я не буду умирать?» Елены Ласкари
-
«Послание к человеку» — Что смотреть? Куда бежать?
-
Футурум-2024 на «Послании» — Опыты превращения в пыль
-
Денис Рузаев: «Неловко говорить, что в моей работе есть что-то сложное»
-
Дождь на станции Пупсянции — Пять мультфильмов «Окна в Европу»
-
Тост за бесконечность — «Филателия» Натальи Назаровой