Ничего удивительного
Нет ничего удивительного в том, что все дети обожают «Поле чудес» и пересказывают сериалы. Потому что игры и сериалы совершенно естественно исполняют миссию отсутствующего у нас много лет детского кино. Существовало бы оно, наверняка и сериалы утратили бы свою нынешнюю наркотическую роль.
Старые добрые фильмы для детей предоставляли компас или систему координат: что такое хорошо, а что такое плохо. Мексиканские сериалы простодушно и неуклонно обучают ролевому поведению — тому, как стать (быть) дочерью, матерью, женой, любовницей, как любить и ненавидеть, прощать и мстить. Эти сериалы выполняют функцию сказок для взрослеющих детей. В финале их ожидает непременный клад, искомое счастливое разрешение событий. И в «Поле чудес» этот клад достается каждому второму через каждые две минуты. Сказал (угадал) заветное слово, поначалу сокрытое за семью печатями, — и несут тебе на глазах миллионов телезрителей клетку с каракатицей: магнитофон или ключи от машины. Дети в восторге еще и потому, что сказка, ставшая реальностью, повторяется бессчетное количество раз. Они, как, впрочем, и большая часть населения, обладают этой удивительной способностью: вновь и вновь переживать тысячу раз виденное.
И чем сериал со знакомыми персонажами и коллизиями длиннее, примитивнее и одновременно запутаннее, тем он увлекательнее. Срабатывает эффект перечитывания одних и тех же сказок.
Понятна и любовь всех детей к Якубовичу. Ведь он играет роль главного доброго волшебника страны. (В отличие от Ворошилова, который играет роль волшебника злого.) Махнул рукой и — свершилось. Желание исполнилось. Раньше были детские и взрослые книжки. Теперь «Дикая Роза» и «Поле чудес» сняли проблему возрастных различий между людьми от шести до семидесяти шести. Они одинаково переживают, приобщаются к общим ценностям и имеют совместный опыт проживания в городе Санта-Барбара.
Запутанные семейные отношения между героями сериалов воспринимаются детьми как детектив. Только здесь расследуется не кто убил, а кто с кем находится в каких именно связях. Кто на ком женат, кого обманул, кого действительно любит и т.д. Такое восприятие как бы заранее компенсирует еще непрожитую жизнь. Мыльные оперы дарят подросткам порционно (ежедневно, в течение получаса) их будущую сложную жизнь как уже расшифрованную и побежденную.
Бессмысленно мечтать о том, чтобы они смотрели наши, а не американские мультфильмы, перечитывали Толкиена, Афанасьева или Льюиса в часы, когда идут сериалы. Хотя очень жаль.
Читайте также
-
Обладать и мимикрировать — «Рипли» Стивена Зеллиана
-
Альтернативная традиция — «Звуковой ландшафт»
-
«Когда возник Петербург, всё сложилось» — Дарья Грацевич и Карен Оганесян о «Черном облаке»
-
Страх съедает Сашу — Разговор с Александром Яценко
-
«Ковбой из Копенгагена» Николаса Виндинга Рефна — Wanna Fight?
-
Все (не) напрасно — «Королевство: Исход» Ларса фон Триера