Рецензии

Это не конечный пункт направления — «Выход 8» Гэнки Кавамура

В кинотеатрах — «Выход 8». Сентиментальный хоррор из секции «Полуночных показов» Каннского фестиваля-2025. Гэнки Кавамура адаптировал хитовую инди-видеоигру — симулятор ходьбы по жутким коридорам токийского метро — и не прогадал. Об этой несовершенной, но тонкой экранизации рассказывает Роман Волынский.

Фильм Кавамуры, как и оригинальная игра, при беглом пересказе напоминает тот самый продукт, которого ждет прогрессивный Запад от японского критически настроенного искусства. Ведь в массовом представлении страна ассоциируется не только с сакурой и утонченной едой, но и с «сарариманами» — офисными работниками, бесконечно курсирующими между офисом и метро. Их образ жизни — легкая мишень для художественных манипуляций.

«Выход 8». Реж. Гэнки Кавамура. 2025

Вспомним хотя бы фотосерию Павла Ящука, запечатлевшего уснувших японских служащих в общественных местах: даже во сне их нелепые позы сохраняют заряд движения, готовности в любой момент продолжить путь. Поэтому от «Выхода 8» с его прозрачной метафорой беготни по коридорам повседневности ожидаешь плакатной антикапиталистической критики. Но Кавамура совершает иной поворот.

Безымянный главный герой (Кадзунари Ниномия), молодой парень в уличной одежде, едет в подземке на работу, как вдруг получает сообщение от бывшей девушки. Беременна. Героя накрывает приступом астмы, но он берет себя в руки и направляется к выходу. Но выхода нет. Парень оказывается в ловушке бесконечного коридора, фрактально повторяющего самого себя. На стене висит табличка с правилами: если вы заметите какие-либо аномалии, то должны вернуться; если коридор остался в мелочах таким же, вы можете продолжать путь. Для выхода парню придется внимательно пройти цикл восемь раз. Ошибка же откатывает на «нулевой уровень».

Пересчет концептуальных ассоциаций навряд ли приблизит нас к пониманию фильма

Коридор представляет собой типовой переход токийского метро, выложенный стерильной белой плиткой. Герой внимательно изучает обстановку: четыре плаката, фотобудка, урна, надписи на стенах. Постепенно начинают появляться аномалии, каждая новая принимает чуть более зловещую форму: улыбающийся в спину NPC-мужчина, утробные крики младенцев и полный блэкаут. Но все без скримеров. «Выход 8» следует классической формуле: чем меньше показываешь зрителю, тем больше тревоги и дискомфорта.

Пространство, его холодная архитектурная строгость и симметричные планы, напоминают, конечно, отель «Оверлук» — пожалуй, к самому культовому из «бессознательных» мест в истории кино. А кульминационная сцена «Выхода», которая выбивается из общей тональности неожиданным патетическим лиризмом, почти полностью воспроизводит кровавую реку из фильма Кубрика.

«Выход 8». Реж. Гэнки Кавамура. 2025

Вдохновителей режиссера при желании можно перечислять долго. Например, один из плакатов с рекламой выставки Маурица Корнелиса Эшера прямо намекает на еще один источник вдохновения Кавамуры — художника, известного гравюрами с бесконечно повторяющимися узорами и изображением невозможных объектов. Или вспомнить минималистов из художественного неоавангарда 70-х годов (Карл Андре, Дональд Джадд), которые работали с пространством галереи и репетативностью простых объектов. На ум приходит даже проза русского писателя Дмитрия Данилова. Но пересчет концептуальных ассоциаций навряд ли приблизит нас к пониманию фильма.

Пока западное кино продолжает искать причины и следствия, на востоке семья продолжает спасать человека

Гораздо важнее понять, почему герой оказался в этом злополучном переходе. В самом начале фильма он совершает этический проступок: «не замечает» несправедливого конфликта в метро. Почти сразу следует новое потрясение: известие о беременности бывшей девушки. Все те же аномалии, только жизненные — выбивают почву из-под ног, разумеется, в самый неподходящий момент. И выбор тот же: реагировать на разрывы в повседневности, либо игнорировать их, превращаясь в безучастного наблюдателя, того самого NPC.

«Выход 8». Реж. Гэнки Кавамура. 2025

Если первая часть фильма выглядит скорее как упражнение в киноадаптации игры, то вторая обретает более личное, сокровенное измерение. Такой вот моральный триллер. И, кажется, мы наблюдаем за развитием новой тенденции в азиатском кино. В то время, пока западное кино продолжает искать причины и следствия родственных отношений, на востоке семья продолжает спасать человека от личных аномалий и опасных загадок.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: