Фестивали

Вулканы, морозы, роботы и много вопросов — Что смотреть на «Мире знаний»?

С 14 по 18 сентября в Петербурге пройдет XVII Международный кинофестиваль «Мир Знаний», посвященный научно-популярному и исследовательскому кино. О фильмах международного конкурса и ключевых событиях фестиваля рассказывает Павел Пугачев.

«Вулкан-блюз»

Реж. Илья Желтяков

Вулканы — для терпеливых. Герои этого фильма — живущие на Камчатке вулканологи — из таких. Романтики и кропотливые исследователи, которым приходится то карабкаться на вершины, то сидеть в кабинетах. Работа важная и даже увлекательная, но низкооплачиваемая. У одних сдают нервы, другие слушают блюз, и все, конечно, маньяки своего дела.

«Вулкан-блюз» начинается как медитативный видовой фильм (и особенно должен впечатлять на большом экране), но ближе к концу он превращается в трогательную комедию о прекрасных безумцах, способных без запинки произнести «газогидродинамика вертикальных колонн» и в любой непонятной ситуации отправиться в долгий пеший поход.

Билеты

«Вулкан-блюз». Реж. Илья Желтяков. 2022

«Свобода в квадрате»

Реж. Анастасия Зверькова

Ученые и будущие космонавты плывут на станцию «Восток» в Антарктиде, чтобы провести несколько исследований. Нужно выяснить, что происходит с человеческим зрением в условиях низких температур и недостатка кислорода (оказывается, многие космонавты теряют зрение, и до сих пор не до конца понятно, в чем же дело). Другая группа испытуемых запирается в имитации космического корабля, чтобы проверить, как изоляция влияет на психическое и физическое состояние людей (проект стартовал незадолго до пандемии COVID-19). Близкие к космическим условия выдержать способны далеко не все. Тут по Тарковскому: человеку нужен человек, даже если хочется сбежать от всех куда подальше.

Билеты

«Контакт»

Реж. Андреа Дальпиан

История двух щенков, которые станут волками. Фильм — фиксация эксперимента по «реинтеграции в естественную среду обитания» зверей, живших в неволе. Никаких слов и музыки, только наблюдение за животными. А смотреть на дикую природу можно бесконечно. Здесь нет следов человека, но о людском присутствии интересно думать. Как был снят этот фильм? И как вообще снимать кино о дикой природе? «Контакт» показывает, что и сами животные могут стать субъектами съемки, — для этого нужно просто нацепить на них экшн-камеры.

Билеты

«Последний человек»

Реж. Ивало Франк

Каково жить в Гренландии? С этого нехитрого вопроса в этом фильме начинаются все разговоры. О себе и умиротворенной северной жизни рассказывают дети, подростки и гренландский ученый Миник Розинг, обнаруживший самые древние следы жизни на Земле именно в этих холодных местах. И, возможно, что в этих краях земная жизнь людей и закончится: угроза тающих ледников уже совсем не иллюзорная. Сворачивать горы ни герой, ни фильм не собираются. Северный человек крикам предпочитает смирение и размышление о главном. Есть чему поучиться.

Билеты

«Последний человек». Реж. Ивало Франк. 2022

«Айронлэнд»

Реж. Лукас Бамбоцци

Может ли документальный фильм про экологическую катастрофу быть поэтичным? Очень даже да. Географ Камила возвращается из США в родные бразильские земли и видит, что с ними сделала горнодобывающая промышленность. Плотину прорвало, несколько деревень уничтожено, вода загрязнена токсичными отходами. Одни жители протестуют, другие уезжают, третьи извлекают сиюминутную выгоду, перепродавая чистую бутилированную воду стоящим в бесконечных очередях за ней же. Звучит страшно, но убаюкивающая интонация рассказчицы, мелодика португальского языка и съемка преимущественно от первого лица превращают эту историю даже не в дневник, а своего рода поэму, в которой катастрофа современности переплетается с историей родной земли.

Билеты

«Происхождение видов»

Реж. Эбигейл Чайлд

Если понятие «зловещая долина» вам незнакомо или кажется надуманным, то обязательно посмотрите этот фильм. Он очень страшный.

«Происхождение видов» показывает современную индустрию робототехники. Преимущественно, человекоподобных андроидов. Ученые из Японии и США демонстрируют свои новейшие разработки и размышляют о морально-этических дилеммах, связанных с производством себе подобных (но так и не находят убедительного ответа на вопрос: а зачем оно вообще надо?) Есть подозрение, что этот леденящий кровь док с обилием глитча и поп-культурных цитат монтировал искусственный интеллект. Так или иначе, просто так выкинуть из головы его не получится.

Билеты

«Происхождение видов». Реж. Эбигейл Чайлд. 2020

«Сделать людей лучше»

Реж. Коди Шихи

Китайский генетик совершил прорыв: изменил структуру эмбриона и фактически создал первых людей с отредактированным геномом.

Но есть нюанс: это не совсем законно и выходит за пределы современной научной этики. Прежде чем у зрителя возникнут соответствующие вопросы, ими задаются спецслужбы. Вот они — преступления будущего. Неоновый Шанхай, зловещие технологические корпорации, биолаборатории, шпионы и многое другое в остросюжетном документальном фильме, который местами кажется неавторизованной экранизацией Уильяма Гибсона.

Билеты

«Стражи Мертвого моря»

Реж. Идо Гласс, Йоав Клейнман

Мертвое море умирает. Уникальный водоем высыхает, и никто толком не понимает, что с этим делать. Но, если человеческое вмешательство способно разрушить экологию на любой точке земного шара, почему бы человеку не попробовать хоть что-нибудь исправить?

Три неравнодушных человека — иорданец, израильтянин и палестинец — привлекают внимание общественности эффектной акцией: заплывом от Иордании до Израиля. В конце концов, если природу спасать поздно, то можно хотя бы наладить человеческие отношения.

Билеты

«Стражи Мертвого моря». Реж. Идо Гласс, Йоав Клейнман. 2022

Что смотреть еще?

На открытии фестиваля, помимо показа картины «Вулкан-блюз», состоится аудиовизуальный перфоманс, вдохновленный творчеством Владимира Кобрина — ему же будут посвящены ретроспектива и выставка на «Ленфильме».

В программе российского конкурса стоят особого внимания: «Выход» Евгении и Максима Арбугаевых — участвовавший в программах Берлинале и HotDocs фильм об одиноком биологе, проводящем свои исследования на берегу Чукотского моря; «Прометей. Поэма Казанского огня» Дидара Оразова — история конструкторского бюро из Казани, спецы которого начиная с шестидесятых проводили концерты светомузыки и строили передовые кросс-медийные инсталляции, во многом опередившие время; «Женя и Ваня на краю света» Анны Каториной — фильм о паре метеорологов, победивший на конкурсе кинодебютов «Региональное кино России»; «Бог из машины» Родиона Чепеля — история советской кибернетики 1950-60-х и неслучившейся технологической утопии.

«Женя и Ваня на краю света». Реж. Анна Каторина. 2022

Программа «Вне времени и пространства» состоит из картин о фольклоре и укладе народов, проживающих на территории России. Например, исчезающей финно-угорской народности посвящен «Как я стал бесермянином» Саши Воронова. Документальный мюзикл «Ладно хорошо, Пинега» Саши Кулак и Юлии Курмангалиной показывает жизнь поморских деревень, «Белая земля» Айаала Адамова — эвенских оленеводов. Особый гость: «Срединный мир» (1993) Алексея Романова — первый полнометражный фильм, снятый в Республике Саха.

17 сентября в Планетарии № 1 состоится Ночь полнокупольного кино — эхо сибирского фестиваля «Кинокупол», на котором покажут пять короткометражных научно-популярных фильмов, созданных специально для просмотра в помещении планетария.

Также в Доме кино будет проводиться организованный совместно с издательством «Альпина Нон-Фикшн» кинолекторий. Популяризаторы науки и ученые расскажут о работах Эсфири Шуб, космических путешествиях, генетических исследованиях и археологии.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: