Мы и наши дети
В свое время с легкой руки социологов от искусства в жизнь была внедрена концепция так называемых «опережающих групп».
В соответствии с ней общим интегративным признаком уровня «развития» личности выступала степень художественной образованности того или иного человека. Критерием же последней в соответствующих опросах становилось соответствие знаний и вкусов вопрошаемого и вопрошающего. Вопрошающим был, конечно, профессиональный искусствовед. В результате оказалось, что более всего влияло на «развитие личности» даже не общение с искусством как таковым, а чтение искусствоведческой литературы. Идеалом, видимо, было превращение нации в сплошных искусствоведов.
Я вспомнил об этой очевидной (хотя и далеко не для всех) нелепице потому, что авторы, придерживающиеся подобных концепций, постоянно приходили и приходят в ужас от «некультурности» молодого поколения. Подумать только, из всего изобразительного искусства не только дети, но и подростки могли вспомнить разве что «Бурлаков на Волге» (из школьного учебника) и «Мишек в сосновом бору» (с обертки конфеты, тогда еще бывшей по карману)! Предлагаемый вниманию читателя материал опроса наших детей находится как бы на полпути к этому воображаемому исследованию. Вопросы еще задают старшие, но они хоть не поучают, а прислушиваются к тому, что могут сказать им младшие.
Не знаю, насколько мнения наших отпрысков репрезентативны для всего поколения. Ведь они все же дети «опережающих» и не могут быть этим не испорчены. Но какая-то свежесть взгляда, безусловно, есть. Пока они, слава Богу, не знают, как правильно отвечать на вопросы вне школьной программы, и говорят вроде искренне. За что спасибо интервьюерам, интервьюируемым (и, конечно, редакции, которая рискнула все это напечатать).
Одно меня озадачило: куда же делись электронные игры, занимающие столь значительное место в общении моих детей с экраном? Оказывается, их об этом не спрашивали. Не пришло в голову. Спрашивали о сериалах, об играх, о рекламе, о том, что нас объединяет, а не разъединяет. Носителями же какой культуры на самом деле являются наши дети мы по-прежнему можем лишь догадываться. Слабо провести и напечатать если не опрос по-научному, то хотя бы интервью «наоборот»? Пусть Маша спросит меня, Соня — Сашу и Нину и т.д. о том, что они сочтут нужным и интересным. Сможем ли мы им ответить с той же непосредственностью, что они — нам? Сомневаюсь.
Читайте также
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Лица, маски — К новому изданию «Фотогении» Луи Деллюка
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино