Бока Боки — «Государство комаров» Филипа Яна Рымши
На стриминге Shudder можно посмотреть призера прошлогодней Венеции — польский боди-хоррор про кровопийц с Уолл-стрит. Глеб Колондо не мог пройти мимо этого фильма.
Молодой человек по имени Ричард Бока не ходит на вечеринки и не пользуется успехом у девушек. Зато он отличается умом и сообразительностью, делая что-то очень важное и сложное в солидной компании. Босс спит спокойно, а Ричард живет в огромной нью-йоркской квартире с видом на Центральный парк. Впервые решившись посетить корпоратив, Бока завершает вечер в компании сразу двух дам: блондинки Лены и самки комара. Первой по душе красное вино из коллекции Ричарда, а второй — его кровь. К утру Лена уходит, а комариха остается. С помощью новой подруги юноша узнает много нового, в том числе, секреты управления комарами. Последнее должно помочь ему снова привлечь к себе Ленино внимание.
Такой пересказ завязки в духе фантастической мелодрамы нулевых — лишь один из вариантов прочтения. Можно зайти к Боке с другого бока.
2007 год. Экономический кризис, выборы в США и другие сложные материи, о которых без остановки бубнит телевизор. Наверняка не угадаешь, то ли режиссер в самом деле ждет от каждого зрителя знаний о том, чем известен республиканец Марк Фоли и для чего нужен индекс Доу-Джонса, то ли хочет создать эффект нулевого назойливого звучания, вроде комариного звона. Именно от комаров зависит, сумеет ли экономист-энтомолог Ричард Бока, однажды получивший работу на Уолл-стрит благодаря пчелам, починить мир баснословных барышей, познает ли иррациональность бытия и поймет ли, что все это, в том числе он сам, не имеет смысла.
Инсектолюбивый кино-глаз оператора Эрика Кореца не зря был премирован на 77-м Венецианском кинофестивале.
Подойдет и вариант с критикой антропоцентризма. Комар — это вам не инструмент стабилизации экономики и уж тем более никакой не «вредитель», а самостоятельное живое существо, которое не следует воспринимать, руководствуясь соображениями вреда и пользы. Когда Лена решает в гостях у Ричарда выпить воды, она не знает, что из-за этого у них с Бокой появятся «дети» — комариха с кровью и белком Ричарда плюс стакан с частичками слюны Лены превратятся в множество новых комариков, связи которых с людьми гораздо сложнее, чем можно подумать.
Здесь мы снова возвращаемся к мелодраматизму, но уже в широком смысле. Бока определенно питает чувства к комару, но скорее родственные, потому что он и сам «комар» — не зря же на постере фильма ему пририсовали такую тень, острый нос, лапки и крылья. Как и Ричарда, комаров никто не любит. Даже странно, что по телевизору у них с комарами одни только рейтинговые новости. Переключиться бы им на театр «Кривое зеркало», его тоже никто не любит, а зря: там, как и в мире насекомых (на первый взгляд неприятном), обнаруживаются непостижимые, волнующие чудеса.
Сложно не воображать, что это не тогда, а в 2020-м Бока самоизолировался дома и наплодил комаров, чтобы не свихнуться в одиночестве.
Не забыть, как однажды заголосили Новые русские бабки: «Зачем вы, девушки, красивых любите? Любите страшненьких, таких, как мы». Пробирающие строки! Тут и драма эйджизма, и камин-аут, и отчаянное желание раскурочить традиционные представления о прекрасном — самая суть «Государства комаров». Полюбите Боку, полюбите ни за что, просто так, что вам стоит? Или как перепели юмористы из «О. С. П.-студии» другой шлягер: «Красивых летчиков и так достаточно — любая дурочка полюбит их. Любите девочки корявых мальчиков — на зависть черную подруг своих».
Закономерный вопрос: если мальчик коряв, откуда взялась зависть? А потому что этот мальчик-комарик вам такого накорявит, что и не снилось ординарным, похожим друг на друга летчикам. Выкармливая у себя дома грудью и другими частями тела полчища насекомых, пока Лена занята на работе и не может подойти к телефону — оцените смену гендерных ролей, — Ричард не только учится превращать заполняющий его дом черный хаос в перформативно-танцевальную труппу, телами рисующую замысловатые фигуры на фоне заката, но и приучает зрителей видеть в комаре не что-то заученно-отвратительное, но новую красоту. Правда, чуть гламурную (в духе времени). Удивительно, но даже монструозные волдыри от укусов на теле Ричарда к концу фильма начинают казаться новым направлением биологического искусства. Инсектолюбивый кино-глаз оператора Эрика Кореца не зря был премирован на 77-м Венецианском кинофестивале.
А я пойду работать саранчою — «Рой» Жюста Филиппо
Проблема только в том, что фильм о кризисно-комарином «возвращенном» 2007-м мы смотрим в эру новых кризисов, и они диктуют свои ассоциации. Сложно не воображать, что это не тогда, а в 2020-м Бока самоизолировался дома и наплодил комаров, чтобы не свихнуться в одиночестве. Средство превратилось в причину, в то время как первоначальная цель оказалась недостижима. Всё вокруг — от насекомых красот до юнца-Обамы — одно большое нездоровое сновидение. Ах, комары-комарики! Как ни поверни, интересно получается.