Дело в шляпе
— Вы, наверное, с самого детства увлекались кино?
— Я на двести процентов крестьянин — вырос в самой простой семье, в деревне, где не было ни кинотеатров, ни телевидения, ни даже электричества. Первый раз я оказался в кино в четвёртом классе, когда наш учитель вывез нас на экскурсию в большой город. В кинотеатре показывали
— Неожиданный поступок для вновь прибывшего эмигранта!
— Среди миллиона пассажиров, которые были на том корабле, только один хотел стать режиссёром — великим голливудским режиссёром. Я начал писать сценарии, посылал заявки — Стэнли Крамеру, Фреду Зиннеману, многим другим. Однако никто,
— Но это не отбило у вас желания посвятить себя кинематографу?
— Знаете,
Йонас Мекас
— Вы попали в центр
— Вы ведь наверняка меня будете спрашивать о знакомстве с Ленноном [смеётся]? Дело в том, что те, чьи имена сейчас у всех на слуху, тогда были особо никому не известны. Например, Роберт Франк — он же фотограф с большой буквы! — а его никто не знал. Я снимал его, потому что он был моим другом. Алан Гинзберг, Питер Богданович, Скорсезе — всё это были люди, с которыми мы просто вместе ходили в кино. А потом вдруг всё оказалось очень взаимосвязано.
— Кажется, большую роль в вашем кино играет именно город, мегаполис?
— Моё первое ощущение от
— Если бы мы составляли карту
— Мы бы попали в Сохо, то есть в то место, где оно однажды возникло. В момент нашего переезда туда никакого Сохо ещё не существовало — был просто грязный, индустриальный район, через который собирались проводить скоростную трассу. Там не было ничего! За чашкой кофе надо было двадцать минут идти до Канала. Наш дом на Вустер стрит 80 был одним из первых жилых домов. Кроме нас там была ещё пивная — Fernandi, которая до сих пор существует (на пересечении Принс и Грин). Её основали два боксёра и туда всё время ходили боксёры. Мы с Джорджем Мачюнасом создали там первый кооперативный дом, в подвале которого у меня была синематека. Это были годы тесной работы с Мачюнасом и группой Fluxus. Я знал его ещё с
Удостоверение Йонаса Мекаса, выданное нью-йоркским комитетом по культуре
— Как бы вы охарактеризовали стиль или жанр, в котором стали работать?
— Сегодня я назвал бы себя
— Как вам кажется, почему вы стали снимать? Для того, чтобы проанализировать свою жизнь или вы пользовались камерой, как неким эпистемологическим инструментом, киноглазом, фиксирующим «историческую правду»?
— О нет! Никакой исторической ценности я в своих зарисовках не видел. Конечно, оглядываясь назад, можно сказать, что эти фильмы стали документом ушедшей эпохи. Многие мои друзья стали заметны, некоторые просто очень известны, и от этого появилось ощущение хроники. Но это побочный продукт фильмов, а не их художественная задача. Я снимал исключительно для себя, да и дневниковое искусство обычно востребовано очень небольшими группами. Но, в конце концов, что бы ты ни делал для себя, всё равно делается и для других тоже. Так же, например, со стихами. Пусть не лукавят — писать в стол невозможно!
— Как принимали ваши фильмы?
— Я начал показывать свои фильмы через три года после приезда. Я приехал в
— Можно ли вас сравнить с фотографом из «Фотоувеличения» Антониони?
— Да, в
Аллен Гинзберг в фильме Йонаса Мекаса Walden (1966)
— Вы создали журнал Film Culture. Расскажите, как всё начиналось.
— Первый номер Film Culture вышел в декабре
— Пытались ли вы сделать
— В момент создания Film Culture серьёзных журналов в Америке не было. В России было «Искусство кино», во Франции Cahiers du Cinéma, в Англии Sight and Sound и Sequence. В Америке не было ничего. Было маленькое и дурацкое ежемесячное издание Film Scene Review, было некое академическое издание Университета Южной Калифорнии Hollywood Quarterly, которое, вопреки своему названию, выходило только раз в два года. И была только одна, действительно интересная, восьмистраничная газета — Film Sense, которую публиковала коммунистическая партия
— Почему журнал закрылся?
— Он издавался тридцать лет. Мне каждую статью приходилось читать три или четыре раза. Букву за буквой приходилось перепроверять. Кино, по крайней мере, то кино, которое я снимаю, отнимает немного времени. У меня всегда при себе камера и вместо того, чтобы просто сидеть и бездельничать, я её включаю. С журналом всё
— В чём была его основная ценность?
— Самая большая заслуга Film Culture в том, что он начал серьёзное обсуждение кино. Именно на страницах нашего журнала у Эндрю Сарриса сложилась его «авторская» теория американского кинематографа, которая во многом определила дальнейшее развитие американской кинокритики. Здесь Адам Ситни опубликовал эссе о структурном фильме, а Брэкидж написал манифест «Метафоры видения». Мы опубликовали первую серьёзную подборку статей Дзиги Вертова на английском.
— Современные аналоги?
— Сейчас, к сожалению, ни один журнал даже близко не похож на Film Culture. Иногда некоторые журналы печатают
Обложка журнала Film Culture
— Ваша просветительская деятельность известна ничуть не меньше кинематографической. Вы читали лекции в разных американских университетах. Что вы думаете о современном американском кинообразовании?
— Я бы не назвал себя преподавателем, я просто иногда читаю лекции на интересующие меня темы: в институте дизайна и архитектуры
— Я знаю, ваш брат возглавляет киношколу в колледже Бард…
— Да, Адольфус вот уже тридцать лет работает в киношколе. За это время через него прошли
— Хорошо, а как вы думаете, можно ли научить человека быть авангардистом?
— Авангардное кино — это книжный термин. Авангард может неожиданно обнаружиться в самом, что ни на есть, классическом голливудском фильме. Так что я не могу ответить на ваш вопрос. Самое главное научить режиссёра тому, что кино — это не продажа машин, это
Йонас Мекас на открытии Антологии (1970)
— Вас часто называют повивальной бабкой американского
— «Антология» появилась в декабре
— Откуда взялось название «Антология»?
— Название на самом деле придумал не я, а Стэн Брекэдж — один из подлинных гениев кино и, я думаю, самый важный режиссёр последних пятидесяти лет. Антология — это греческое слово означающее букет цветов, антология в поэзии — книга стихов лучших поэтов. Антология в кино — это букет лучших режиссёров.
— Вы творческий человек: поэт, режиссёр, музыкант — не сложно было стать администратором?
— Все сложности меркли на фоне финансовых неприятностей. Наша ситуация всегда была непростой, такой она и осталась по сей день. Одно хорошо — при таком раскладе нас совершенно не беспокоят экономические кризисы, нам всегда одинаково плохо. Всегда приходится искать финансирование. Большую поддержку всегда оказывали творческие люди: они дарили работы, которые мы потом могли продать.
Йонас Мекас, Йоко Оно и Джон Леннон в просмотровом зале Антологии (1970)
— Кто ваш зритель?
— Обычные люди, которые любят кино. Очень разношёрстный набор — юристы, художники, люди, живущие по соседству. Связывает их одно — они все любят кино. Студенты, как ни странно, вообще не приходят, это «заслуга» киношкол. Обучение настолько коммерциализированно, что они не могут позволить себе интересоваться авангардом. Мы, кстати, много работаем с киношколами. Ещё сорок лет назад, когда «Антология» только появилась, ко мне начали поступать запросы с просьбой найти
— Как вы создаёте программы?
— Мы стараемся показывать новаторские работы, которые в обычных кинотеатрах не показывают. Или фильмы, известные в Европе, Азии, России, но, совершенно не востребованные здесь. Мы привозим ретроспективы. Мы постоянно проводим маленькие тематические фестивали. Мы очень открытая организация и с радостью идём на контакт — с другими кураторами или просто с людьми, у которых есть
— У меня был один вопрос, связанный с программой «Скучные шедевры». Вы видите в скуке
— Имеются в виду фильмы, основной смысл которых был бы уничтожен любыми элементами развлекательного жанра. Например, «Империя» Энди Уорхола, фильм «Сатанинское танго» Белы Тарра [Satantango] или, к примеру, «Солярис». Там было много звезд, Банионис был известной фигурой, сценарист и режиссёр были тоже знамениты, но коммерческого успеха не было. Не знаю как в России, но на Западе точно. Потому что весь фильм сделан в таком медленном, медитативном ключе. Наверное, под скучными я подразумеваю медитационные фильмы. Знаете, вот как в фильме Энди Уорхола «Есть» Роберт Индиана очень тщательно, в течение получаса пережёвывает гриб. Кстати, последний фильм Джармуша «Границы контроля» прекрасно вписывается в эту категорию. Оттого он, вероятно, и провалился с треском в прокате.
Йонас Мекас в архиве Антологии (2010)
— Работа над Антологией, насколько я знаю, шла рука об руку с созданием Кооператива кинематографистов. Расскажите об этом проекте.
— Кинокооператив был создан мной и моим братом в
— Пытались ли вы получать дотации государства?
— Любое правительство коррумпировано, не стоит у них просить денег. Надо создавать собственные структуры. Мы издали свой каталог и через него стали продавать фильмы. Нам начали звонить люди и за пять, семь или три доллара покупали фильм, а через две недели его возвращали. Многие страны делают то же самое, например, во Франции есть Litecone, Re:voir. Новые российские режиссёры должны сделать то же самое.
— Расскажите о вашей работе с Сальвадором Дали.
— В шестидесятые годы Сальвадор Дали интересовался хэппенингами, театром. Он пришёл ко мне домой, в Сохо, так мы встретились. Мы дружили, и он делал всякие хэппенинги. У него было прекрасное чувство юмора, и мы многое снимали вместе. Он всё время шутил и одновременно всё время был серьёзен. Сцены, которые лежат у меня на вебсайте, мы просто снимали на улице с Верушкой.
— Я с удивлением увидела среди ваших короткометражек фильм про Карла Юнга. Вы были знакомы?
— Я, на самом деле, не снимал этот фильм, его начал Джером Хилл, наш соратник по «Антологии». Он начал этот проект как документальный фильм о Юнге, а потом решил, что это слишком скучно. Вместо этого он поехал в Африку и снял там фильм об Альберте Швайцере — известном враче и музыканте. После смерти Хилла мне случайно попался его материал о Юнге, я посмотрел и понял, что он прекрасен. Из него я смонтировал двадцатиминутный фильм.
Сальвадор Дали в фильме Йонаса Мекаса Salvador Dali — Happening (1964)
— Вы были свидетелем многолетней эволюции американского независимого кинематографа, что изменилось за эти годы?
— Основные изменения американского кино были связаны с переходом на новые средства производства — то есть на видео; и на новые средства распространения — интернет. От этого изменились форма и содержание.
— В тридцатые годы прошлого века Вальтер Беньямин писал, что появление средств механического воспроизводства навсегда лишило Кёльнский собор его уникальности. Теперь, семьдесят лет спустя, когда цифровые камеры позволяют каждому стать режиссёром — что вы думаете о кино и его эстетике? Может ли доступность обесценить кино?
— Эстетика кино изменилась, но это абсолютно нормально. Эстетика всегда меняется, когда меняются инструменты. Возьмём, к примеру, живопись: картины, написанные тушью, отличаются от картин, написанных акварелью или маслом. И так же, как художник не может написать тушью то, что может с помощью акварели,
— И всё же, после того, как вы столько лет были в
— Я спокойно пережил это, как и все остальные перемены в моей жизни. Я увидел для себя новые возможности и в плане содержания, и в плане формы. Пять лет назад я начал активно работать с мультимедиа, сделал свой сайт в интернете. Исчезновение кинотеатров и возможностей показывать шестнадцати- и восьмимиллиметровое кино передвинуло классические фильмы в формат галереи. В этом я вижу новые возможности: инсталляции, множественные проекции. В итоге, мне кажется, кино выиграло. За последние
— Чем вы занимаетесь сейчас?
— Я только что закончил двухчасовой фильм, который состоит из двадцати шести маленьких историй, в
Декабрь — из проекта Йонаса Мекаса 365 (2007)
— Сохранили ли вы связь с вашей бывшей родиной?
— Я езжу туда раз в год, у меня там брат. Моя семья после войны осталась в Литве, они были фермерами и не могли уехать. Я не видел их двадцать пять лет. Я не мог даже с ними переписываться. Я увидел их в первый раз после войны в
— Вы общаетесь с российскими режиссерами?
— Я мало работаю с российскими режиссёрами. Из документалистов я хорошо знаю Марину Голдовскую. Она прекрасный, на мой взгляд, российский документалист. Сейчас она преподаёт в киношколе университета Южной Калифорнии. Она сделала много важных фильмов во время Перестройки — о советских концентрационных лагерях — «Власть Соловецкая», «Архангельский мужик». В Россию я ездил давно, в
Йонас Мекас с матерью в своём фильме Paradise Not Yet Lost (1977)
— У вас есть ученики?
— У меня много поклонников, много подражателей, но я
— Думаете ли вы, что
— Нет, не думаю, что я
— Какие современные режиссёры вас вдохновляют?
— Мне многое нравится, на меня всё влияет. Кино разных времён и разных стран, поэзия, музыка разных стилей. Я благодарен всем людям, которые жили до меня и подарили мне всё это прекрасное культурное наследие. Я не независимый режиссёр и не понимаю, как
Йонас Мекас
— Последний, и самый важный вопрос: где ваша шляпа?
— О, да,
Читайте также
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты