Фильм

Под небом голубым был город золотой — «Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы

«Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы — классика, когда-то автора «Крестного отца» и «Апокалипсиса сегодня», а последние лет пятнадцать радикально омолодившегося экспериментатора и независимого автора — в российском прокате. И смотреть этот странный фильм лучше всего на большом экране. О кирпичах, из которых он сложен, рассказывает Василий Степанов.

Большинство претензий, предъявленных «Мегалополису» зрителем — как профессиональным, так и самым обыкновенным, — имеют под собой основание. Это кино неудобное и легко выходящее за рамки разговора о художественных критериях. Если не фильм-курьез, то фильм-чертеж. И разнесенная по пресс-релизам, повторенная сотни раз коллегами мантра о фильме мечты, идее, с которой Фрэнсис Форд Коппола носился сорок лет, как Моисей с богоизбранным народом, не делает это кино понятнее или основательнее. Не служит оправданием его существованию, а, напротив, заставляет с еще большим драматизмом задуматься, как же так вышло, что амбициозный, где-то даже грандиозный замысел, сотни раз обдуманный, дерзновенный концепт, на алтарь которого был положен семейный бизнес, трещит по швам, буквально распадается на части от брошенного на него взгляда.

«Мегалополис». Реж. Фрэнсис Форд Коппола. 2024

Как в знаменитом советском скетче: «Я тут нотки принёс сложные, вы посмотрите, пожалуйста, потому что времени у нас мало. Здесь играем, здесь не играем, здесь жирное пятно, сразу предупреждаю, рыбу заворачивали. Переходите сразу сюда, а вот переворачивать не надо. Сюда вышли, и вот с этой цифры. Глинка, „Попутная песня“. В этой шали я с ним повстречалась».

Не мог же вау-платинум-классик снять откровенную шляпу! Вера — аргумент сильный

Можно понять тех, для кого «Мегалополис» — совершенный разрыв ожиданий и реальности. Человек — ну, скажем, тот самый обычный зритель, пропустивший давнишнее выступление Копполы в передаче «Закрытый показ» после телевизионной премьеры гериатрического метахоррора «Между», — едва ли узнает в «Мегалополисе» произведение автора (тут стоит четко отчеканить чего именно) «Крестного отца», «Апокалипсиса сегодня», «Дракулы».

Этот зритель хорошо помнит, что именно и, главное, зачем он пересматривает годами: один фильм — вершина криминального жанра, другой — антивоенный эпос, третий — про вампиров (на деле все три картины в широком смысле — про власть, семью и силу зависимости). Спроси человека, чем знаменит Коппола помимо данного списка, где он околачивался все эти годы, и рискуешь оказаться в сердце тьмы, подле полковника Курца. Впрочем, те же зрители «Крестного отца», «Апокалипсиса сегодня» и «Дракулы» Копполу и защищают. Не мог же вау-платинум-классик снять откровенную шляпу! Вера — аргумент сильный.

Коппола потратил сорок лет, мыкаясь в пустыне реального. Годы — сначала восьмидесятые и девяностые, а затем нулевые и десятые — явно не прошли для него даром. Продолжу аналогию с Моисеем: если кто-то за это время и освободился, так это сам Автор. Снявший «Молодость без молодости», «Тетро» и вампирский «Между» Коппола помимо перечисленного успел в XXI веке реализовать еще и страннейший эксперимент под названием Distant Vision, он перестал быть кинорежиссером в привычном (немного архаичном) смысле этого слова. Теперь он — дух, витающий между снами, клей, соединяющий забытые мифы и инфоблоки. Он — тот самый чудо-материал «мегалон», изобретенный главным героем «Мегалополиса», нобелевским лауреатом Цезарем Катилиной (Адам Драйвер), прозрачный, прочный, гибкий. Бесплатный? Или как минимум хотел бы таким быть.

«Мегалополис». Реж. Фрэнсис Форд Коппола. 2024

Амбиция «Мегалополиса» — соединить арматуру научной фантастики (с привкусом утопии) с историческими чертежами (сюжет фильма представляет собой занятную ревизию противостояния Катилины и Цицерона), бетоном классической литературы (вроде довольно примитивных фаустианских аллюзий и цитат из «Гамлета») и отделкой из материалов популярной философии. Надо отдать автору должное, он все еще сохраняет способность иронизировать. Да, цитаты великих людей падают на зрителя в основном мраморными плитами, но их, если не облегчает, то остраняет закадровый голос шофера, сыгранного Лоуренсом Фишберном (тот вместе с мастером со времен драматичной вьетнамской поездки).

Эта башня из слоновой кости принципиально не целостна

Конечно, вся эта золотая с позументами роскошь Нового Рима смехотворна, но своего мультимиллиардера Красса III (Джон Войт) Коппола одевает в костюм Робин Гуда (мы помним, что Робин грабил богатых). Финальная стрельба из лука напоминает грандиозную в своей кровавой наивности месть Кочегара врагам-бандитам в фильме Балабанова. Да, неловко, человек с почтенными сединами такое городит, куражится. Но, признаем, выглядит это эффектно. Только что трагедия, вой, и вдруг площадной фарс.

В «Мегалополисе» много молодежного, его легче легкого раздергать на рилсы и фрагменты. Мегалон — крепкий материал, но он ничего не может поделать с центробежным устройством фильма. Эта башня из слоновой кости принципиально не целостна. Это не Крайслер-билдинг, где творит Катилина, а скорее величественная каланча игры «дженга» в поздней стадии. Сюжетные дыры на месте важных кирпичиков, смотришь — опасно шатается, тронешь — рухнет.

«Мегалополис». Реж. Фрэнсис Форд Коппола. 2024
«Мегалополис» — это прежде всего, сколько бы ни говорил Коппола о своих социоисторических открытиях, предельно личная работа

Пожалуй, только киноэкран дает шаткой конструкции «Мегалополиса» шанс быть увиденной в самом буквальном смысле этого слова. На большом экране этот во многом театральный, местами предельно условный, схематичный, саморазблачительный, не очень-то складный, держащийся исключительно на клее репутации, биографии и фамилии фильм почти расцветает, его визуальные достоинства становятся физически ощутимы. И работа румынского оператора-постановщика Михая Малаймера-мл. тут, конечно, не менее важна, чем режиссерская высокопарность. Есть подозрение, что лучше всего было бы посмотреть «Мегалополис» в IMAX, где вертикаль и горизонталь сходятся в непереводимом на язык слов противостоянии. Как Цицерон и Катилина, Франклин и Цезарь. Архитектор и Администратор. О, это золото, бликующее — во всем его блеске — в навидавшемся всякого глазу!

«Мегалополис». Реж. Фрэнсис Форд Коппола. 2024
Мир меняют только самые неисправимые

Автопортрет художника в старости? В самом деле, в архитекторе Катилине трудно не узнать автора. Белую ворону в мире большого капитала, экстравагантного гения, разъезжающего на европейском ситроене по асфальтовым джунглям совсем не европейского города, невыносимого умника, с одинаковым презрением и скукой внимающего и родственникам-патрициям (особенно удалась мама зодчего в исполнении Талии Шайр; здесь очень не хватает Аль Пачино), и плебсу с его бесконечными жалобами (он, Катилина, видите ли, взорвал их трущобы!). Вот главный герой теряет глаз, которым режиссер смотрит в визир, вот бьется в истерике из-за заблокированного банковского счета. И здесь буквально видишь самого Копполу после катастрофы «От всего сердца» (1981).

Но образ Катилины, конечно, шире. Он фигура политическая. Противостоит и толпе под предводительством Шайи ЛаБафа, и безразличной сервисной машине государства (мэр Цицерон в исполнении Джанкарло Эспозито), и гидре масс-медиа (тут дивная блогерша Вау Платинум, сыгранная Обри Плаза). Он, сын XX века, живет в XXI веке по заветами Айн Рэнд и… хм, Муссолини? Романтик с хорошо знакомой гнильцой в послевкусии. Миру влюбленному в эффективность Илона Маска должен быть ясен этот герой.

Персонажу Адама Драйвера не позавидуешь: он вроде бы ни в чем не виноват и страдает по большей части от злодейских оговоров, но недовольный изгиб губ, нетерпимость к ближайшему окружению, желание навязать счастье всем, сразу и любыми средствами выдают в нем невыносимого нарцисса. А способность по щелчку пальцев останавливать ход времени указывает на то, что Мефистофель или всегда был с ним рядом, или давно победил. Да, истинный автор по старомодной мысли Копполы не подчиняется традиционным законам, он сам очерчивает циркулем границы Добра и Зла, устанавливает золотые стандарты. И все-таки хочется быть от такого героя подальше.

«Мегалополис». Реж. Фрэнсис Форд Коппола. 2024
От мечты большого кино остался лишь чертеж

Финальное воплощение фантазии о навязанном сверху счастье — ох уж эти пресловутые урбанистические дорожки, по которым герои несутся, как капитан Уиллард по Меконгу, как все мы несемся по реке под названием Время — погружает город в cон золотой. Утопия — вот она! Неужели все еще будет? Неужели, нужно только найти лидера поспособнее? Конечно, вы можете в это верить, если так спокойнее. Только финальные титры под песню группы The The не дадут соврать: «If you can’t change the world change yourself» — «Не можешь изменить мир, измени себя». Мир меняют только самые неисправимые.

Сам автор давно отказался от зримой утопии, отрешился от нее — видимо, поэтому в золотом убранстве «Мегалополиса» зияют такие дыры. От мечты большого кино остался лишь чертеж, а свобода свелась к праву спрыгнуть с комфортного траволатора, который доставит тебя туда, где ты обязательно должен оказаться к финалу. Хотя с этого пути страшно и почти невозможно свернуть, как с дорожки из желтого кирпича, которая ведет только в одну сторону — к фальшивым шпилям Изумрудного города. Коппола напоминает: на обочине зеленеет самая настоящая трава.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: