Шепоты и всхлипы — «Мария» Пабло Ларраина
В прокате еще одна кинобиография, поставленная Пабло Ларраином. О своеобразном портрете легендарной оперной дивы Марии Каллас, в роли которой снялась Анджелина Джоли, пишет Егор Семахин.
Париж, 1977 год. В буржуазном районе Пасси, в доме на авеню Жоржа Манделя, догорает звезда всемирно известной оперной дивы Марии Каллас (Анджелина Джоли). В просторной квартире каждый квадратный метр бережно хранит память о прошлом владелицы. Окончательно ограничив круг друзей бриллиантами и двумя плюшевыми пуделями, сгорающая от тоски и смертельного недуга Тоска общается в основном с прислугой: кухарка Бруна (Альба Рорвахер) льстиво отвечает на ее утренние распевы сдержанными комплементами, как будто замечая еще остатки источившегося дара, а камердинер Ферруччо (Пьерфранческо Фавино), наоборот, отказывается потакать капризам своей хозяйки, ведь он отлично понимает: звезда ее давно и навсегда остыла.
Свои образцово-показательные байопики Пабло Ларраин всегда выдерживает в одном и том же духе: они о том, как уходили кумиры. В «Джеки» исход первой леди из Белого дома пробуждал рой экзистенциальных вопросов. Как и во имя чего жить дальше? «Спенсер» восславил эмансипацию принцессы Дианы от церемониала британской короны. В «Графе» чилийский диктатор Аугусто Пиночет влачил двухсотлетнее существование в обличии вампира и искал в смерти избавление от тягот забуксовавшего бытия.
В таких поединках не бывает победителей, смерть обыграет всех на крутом вираже
Историю трагического ухода Марии Каллас режиссер, считаясь с канонами жанра, в котором уже успел набить руку, преподносит в предельно фарсовой сервировке. Перед нами — надменная дама, сублимирующая дефицит внимания походами по ресторанам, где до ее причуд нет дела даже официантам. Грохот аплодисментов и сонм голосов в минуты меланхолии рождает воспаленный разум. Один, робкий, принадлежит молодому репортеру с характерным именем Мандракс (Коди Смит-Макфи), другие, глуховатые, полузабытые, пробиваются из недр прошлого, что бездной зияет внутри дивы.
То, что в реальности персона Каллас не была такой ходульной, какой изобразила ее на экране Джоли, признает любой зритель, ознакомившийся хотя бы со статьей в «википедии». Что говорить о тех, кто снизошел до просмотра документальных фильмов о великой певице. В документальном фильме «Мария до Каллас» из первых уст мы получаем исчерпывающее определение личных злоключений. По словам певицы, долгие годы в ней конкурировали два человека. Одна была просто Марией, корпулентной девушкой из бедной семьи греческих эмигрантов. Нежеланный ребенок, вынужденный переносить дурной нрав матери, она выросла несчастной женщиной, которая всю жизнь сражалась с лишним весом, слепо верила своим любовникам, которые пользовались ее наивностью и высокими гонорарами. Противостояла ей La Divina, «божественная», как нарекли Каллас восторженные почитатели мощного сопрано. В таких поединках не бывает победителей, смерть обыграет всех на крутом вираже. Отдельного упоминания тут заслуживает персонаж Валерии Голино, скупо изобразившей старшую сестру Каллас, которая снабжает заглавную героиню седативными препаратами, помогая смерти в работе.
Стоит все-таки признать, что зрение подводит самого режиссера
К сожалению, богатая замысловатыми сюжетами биография осталась практически не распакована, лишь редкие вкрапления true events проведены во флешбэках пунктиром. Известно, что во время войны юная Каллас не торопилась торговать телом по примеру матери, а добывала хлеб пением солдатам вермахта. Вскользь проброшена сцена знакомства на балу в Вероне с распорядителем праздника, судовым магнатом Аристотелем Онассисом, перед чьими настойчивыми ухаживаниями дива не смогла устоять. Она отправилась в круиз на яхте миллиардера, которую помимо нее почтили своим присутствием Уинстон Черчилль, а также президент Кеннеди с супругой Жаклин, будущей избранницей Онассиса и позапрошлой музой постановщика «Марии».
В отсутствие внятной режиссуры выход из драматургического тупика Анджелине Джоли приходится искать самостоятельно. Неторопливо разгуливать в очках причудливой формы по осеннему Парижу, шелестеть опавшими листьями, ловить на окружающих предметах тени славы, молодости и ускользающей красоты, вслух размышлять о былом и надрывать связки. От каждого по способностям, каждому — по «Оскару».
Очки из-за стремительно падающего зрения стали постоянным атрибутом певицы на излете жизни. Впрочем, отдав должное отчаянным попыткам Ларраина подчинить плоть голливудской актрисы непокорному духу Каллас, стоит все-таки признать, что зрение подводит самого режиссера. Если в исполнительнице главной роли в фильме «Спенсер» было непросто распознать Кристину Стюарт, то в «Марии» ни цветные линзы, ни подобранные волосы, ни стройный стан Джоли не придают портретного сходства с прототипом, в чем зритель, досмотревший фильм до кадров хроники с участием Каллас, без труда убедится. Автора это, конечно, не смущает, главное, чтобы костюмчик сидел, и в нужный момент из глаз покатилась слеза, а голос сорвался на высокой (фальшивой) ноте. Ларраин уже в которой раз доказывает, что жонглировать словами ему удается лучше, чем смыслами. Вовремя подавать напыщенные сентенции да слагать из них эрзац-трагедию. Со всем остальным справятся драгоценности, а уж кто будет бряцать ими в кадре — Мария, La Callas или командированная A-list знаменитость — вопрос для режиссера факультативный.
Читайте также
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо
-
Отменяя смерть — «Король Лир» Сергея Потапова