Моё непрощание


Трудно, больно говорить о Генрихе Сааковиче в прошедшем времени. Для меня это неправда: Генрих Саакович Маранджян будет всегда рядом — со мной и с теми, кому он был дорог. Нас связывают двадцать два года совместной работы. Ни на секунду я не могла представить, что они пройдут так быстро. Сейчас я понимаю, что это были мгновения. Прекрасные мгновения жизни.

Что можно сказать? Очень светлый человек, умевший радоваться жизни и радовать своих близких друзей, с которыми он был всегда как-то особенно нежен. А с теми людьми, которые ему не нравились, мог быть совсем иным. Мог не подать руки. Мог не ответить на приветствие тех, кого считал недостойным права называться интеллигентом или талантом, а значит, и просто честным человеком (это, как мне кажется, всегда было для него равнозначно).

Я знаю Генриха Маранджяна с 1976 года, тогда он начал читать операторское мастерство на нашем курсе кинофотоотделения ЛГИК. Мне было двадцать лет. Генрих Саакович был таким очень энергичным «пожилым мужчиной», часто рассказывал смешные истории: о съёмках, о своей собаке, которую очень любил. Самое важное — он учил нас бескомпромиссному служению кинематографу. С каждым годом я всё яснее осознавала, что слово «пожилой» было противно, противопоказано его натуре: он всегда был молодым… и немного авантюристом. И профессионалом с большой буквы.

На съёмках фильма Маленькие трагедии (2010)

Список снятых им фильмов уже к тому времени был внушительным. Позже, когда я, наконец, взяла в толк, что он классик, это всё-таки не мешало мне разговаривать с ним как прежде: мы часами разбирали «неправильные» композиционные решения наших «неправильных» анимационно-игровых фильмов. Он должен был протестовать — и протестовал. Что такой реальности нет и не может быть. И, действительно, как, например, человек может пройти сквозь человека? Как «взлететь на крыльях огня»? Или как показать «чёрного человека», тень — как самостоятельный персонаж? После долгих споров он уступал. Загорался, начинал придумывать интересные фактурно-световые решения. Он верил мне, девчонке, его бывшей студентке, моложе его на тридцать лет.

Отбросив все дежурные представления о физической реальности, мы бросались сочинять новое, иное светоживописное пространство. Так не похожее на среду обитания в его замечательных фильмах, стилистика которых, скорее, была близка итальянскому неореализму. Многие удивлялись: почему он стал заниматься мультипликацией? Ведь видеть и реализовывать образы — вещи весьма различные. Я думаю, что он просто очень любил создавать киноизображение — любое, даже самое фантасмагорическое. Он ценил художественный образ как таковой. Меня это всегда очень радовало.

В нашей анимации работа проходит в два этапа. Сначала мы «вживую» снимаем актёров в павильоне, затем покадрово проецируем кинопланы на стекло. Потом обрабатываем изображение. Генрих Саакович очень любил этот процесс создания подвижного, объёмного светопространства. Обещаю, что со временем обязательно напишу о нашей работе подробно. Сейчас просто не могу.

На съёмках фильма Маленькие трагедии (2010)

В 2002–2003 годах я решила сделать с ним интервью — оно называлось: «Среда обитания — Петербург». (Этот материал был потом опубликован в сборнике Российского Института Истории Искусств «Век Петербургского кино» в 2007 году.) Это было после его инфаркта; мне хотелось отвлечь, занять его, ведь он очень хотел работать, а тогда не мог. Мы говорили о его фильмах, о его видении, о мастерстве кинооператора. Я приходила к нему домой, записывала на диктофон его рассказы, показывала ему раскадровки планов фильма «Петербург», который я в то время снимала, и очень верила, что он вернётся к работе. В больнице он обещал мне: «Мы снимем ещё очень много картин вместе!» И сняли — закончили «Петербург», получили в Венеции Серебряного льва в коротком метре за «Клоуна», потом, после его инсульта, придумали и реализовывали «Демона», «Тезея», «Фауста» и «Маленькие трагедии»…

У нас был замысел нового фильма, но обещанные деньги всё не приходили и не приходили, а он очень переживал.

Работа для него была отдельной, особенной жизнью.

23 марта 2011 года.
Петербург.

На съёмках фильма Маленькие трагедии (2010)

Фильмография оператора-постановщика Генриха Маранджяна

1. «Счастье Андруса» (1955), реж. Г. М. Раппапорт, совместно с оператором С. В. Ивановым.
2. «Таланты и поклонники» (1955), реж. А. Н. Апсолон и Б. М. Дмоховский.
3. «Степан Кальчугин» (1957), реж. Т. А. Родионова.
4. «Город зажигает огни» (1958), реж. В. Я. Венгеров.
5. «Шинель» (1959), реж. А. В. Баталов.
6. «Балтийское небо» (1960 — 1 серия, 1961— 2 серия), реж. В. Я. Венгеров.
7. «Порожний рейс» (1962), реж. В. Я. Венгеров.
8. «День счастья» (1963), реж. И. Е. Хейфиц.
9. «Рабочий посёлок» (1965), реж. В. Я. Венгеров. Премия за лучшую операторскую работу на Втором Всесоюзном фестивале в 1966 году.
10. «В городе С» (1966), реж. И. Е. Хейфиц.
11. «Живой труп» (1968), реж. В. Я. Венгеров.
12. «Салют, Мария!» (1970), реж. И. Е. Хейфиц.
13. «Красный дипломат» (1971, телефильм), реж. С. Д. Аранович.
14. «Плохой, хороший человек» (1972), реж. И. Е. Хейфиц.
15. «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах» (1973, 2 части), реж. Е. М. Татарский.
16. «Свадьба Кречинского» (1974, телефильм), реж. В. Е. Воробьёв.
17. «Единственная…» (1975), реж. И. Е. Хейфиц.
18. «… И другие официальные лица» (1976), реж. С. Д. Аранович.
19. «Ася» (1977), реж. И. Е. Хейфиц.
20. «Рафферти» (1980, телефильм, 3 серии), реж. С. Д. Аранович.
21. «Трое в лодке, не считая собаки» (1979, 2 серии), реж. Н. Б. Бирман.
22. «Мы смерти смотрели в лицо» (1980), реж. Н. Б. Бирман.
23. «Куда исчез Фоменко?» (1980, телефильм), реж. В. Д. Гаузнер.
24. «Анюта» (1982, фильм-балет), реж. А. А. Белинский и В. В. Васильев. Государственная премия РСФСР оператору картины.
25. «Кориолан» (1982, телефильм, 2 серии), реж. Х. Б. Абрамян и А. П. Айрапетян.
26. «Долгая дорога к себе» (1983) реж Н. В. Трощенко.
27. «Магия чёрная и белая» (1983), реж. Н. Б. Бирман.
28. «Перикола» (1984, телефильм), реж. А. А. Белинский.
29. «Воскресный папа» (1985), реж. Н. Б. Бирман.
30. «Знаю только я» (1986), реж. К. С. Геворкян.
31. «Чаплиниана» (1987, фильм-балет), реж. А. А. Белинский.
32. «Сирано де Бержерак» (1989), реж. Н. Б. Бирман.
33. «Когда святые маршируют» (1990), реж. В. Е. Воробьев.
34. «Лошадь, скрипка… и немного нервно» (1991), реж. И. В. Евтеева.
35. «Эликсир» (1995), реж. И. В. Евтеева. Приз за лучшую операторскую работу на Первом открытом анимационном фестивале в Тарусе.
36. «Летун» (1997, новелла в московском анимационном проекте), реж. И. В. Евтеева.
37. «Тело будет предано земле. А старший мичман будет петь» (1998, оператор анимационных фрагментов), реж. И. М. Макаров.
38. «Клоун» (2002), реж. И. В. Евтеева.
39. «Петербург» (2003), реж. И. В. Евтеева.
40. «Демон» (2004), реж. И. В. Евтеева.
41. «Тезей» (2006), реж. И. В. Евтеева.
42. «Фауст» (2006), реж. И. В. Евтеева.
43. «Маленькие трагедии» (2010), реж. И. В. Евтеева.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: