Максим Студеновский
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
«Сон в летнюю ночь» (Учебный театр «На Моховой»)—Питер Пигва
«Идиот» (СПГАТИ, Мастерская Григория Козлова)—Князь Мышкин, Тоцкий
«Два вечера в веселом доме» (Учебный театр «На Моховой»)—Педагог
«Уравнение с двумя или Казнь» (Международная ассоциация «Живая классика»)
«Грёзы любви» (СПГАТИ, Мастерская Григория Козлова)—Миша Бальзаминов
От князя Мышкина он перешагнул к Мишеньке Бальзаминову, нисколько не смущаясь такой профанацией этических ценностей. Может быть, потому, что в Максиме Студеновском сидит вездесущий Буратино — и в его профиле с острым носом и вздернутым подбородком, и в вертикали его худого тела, которое обладает всеми качествами хорошо отточенного живого карандаша, способного к настоящей деревянной акробатике. Князь Мышкин в его исполнении — именно такой чудесный
Если в «Идиоте» Студеновский — один из трех исполнителей роли Мышкина, то «Женитьба Бальзаминова» поставлена специально на него. Миша Бальзаминов — герой собственных снов, и студент (вернее, актер) с удовольствием раздваивает своего героя — один, свернувшись калачиком, как в утробе матери, наслаждается поворотами приснившейся биографии, другой — разбуженный всегда не во время и не к месту — клянет постылые окрестности с их реальными невестами и свахами. И в итоге запутывается — что снилось, что явилось? Ясно только, что
Фото Ивана Кротова
Для меня профессия актера сначала была абсолютно посторонней. Папа у меня военный, командир подводной лодки. Я поступил в Военмех — думал, что у меня математический склад мышления. Моя специальность называлась «расчет траектории полетов летательных аппаратов». Творчества там не было никакого. Серые стены, спертый запах деревянных досок. На третьем курсе понял, что больше не могу.
К поэзии до театра было обычное школьное отвращение. Но перед поступлением в Академию театрального искусства стал много читать, ходить в театры, ездить везде — потому что пробовался сразу и в Москве, и в Питере. Было такое ощущение ненасытности. Что делали в процессе учебы? «Жрали» жизнь. Был период, когда запрещал себе многое. Никаких тебе футбольных мячей во дворе. Даже ночевать в театре приходилось. Ко мне, кстати, самые продуктивные идеи приходят ночью или с закрытыми глазами.
На творческой почве нормален и конфликт, и скандал. Можно как угодно разбирать творческую работу: сколько людей, столько мнений. Но не люблю, когда вторгаются в личное пространство. Нечего влезать во всякие личные дела и дрязги. Режиссер имеет право на тиранию — но только на время работы.
Что я действительно умею, так это любить музыку. Моя первая кассета — «Сонаты» Бетховена. На втором курсе собрал оркестр. Мы сделали
Отдыхать больше одного дня не могу. Я нервный, импульсивный. Плохо переношу хамство. Случается, что дерусь. Энергию надо выплеснуть! В детстве мы с братьями много дрались — конечно, три мальчика в семье. Помню, что папа дал установку — не бить никого по лицу, и мы ее неукоснительно соблюдали. Если бы надо было сыграть себя, я бы немного слукавил. Наверняка. Я бы на сцене реагировал намеренно интереснее, чем в жизни.
Мне интересны одержимые. Обаятельное, хладнокровное, влекущее зло. Психология революционера. Вот Миша Бальзаминов — последняя моя работа. Серебряный век — своей неоднородностью, изломами. Гротеск, избыточность, всякого рода преувеличения. Стеб, наглый, хамоватый. Прагматики — типа Штольца. Много чего хочу сыграть — Иудушку в «Господах Головлевых». Каренина в «Анне Карениной», Яго в «Отелло». Интересна и классика, и современная драматургия. Макдонаха люблю — откровенно чернушные истории. «Человек-подушка», например.
Входя в роль, хорошо бы знать, где выход. Но так бывает не всегда. Меня очень изменила роль князя Мышкина — до нее надо было расти, тянуться — чтобы иметь на нее право.
Читайте также
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Хоакин Феникс — Мантихора, мифический зверь
-
Самурай в Петербурге — Роза Орынбасарова о «Жертве для императора»
-
Высшие формы — «У меня что-то есть» Леры Бургучевой