Режиссер представляет проект


Марат Магамбетов. Родился в 1966-ом году в Казахстане. В 1984—1986-ом годах служил в армии. В 1990-ом году окончил филологический факультет Казахского Государственного Университета. В 1991—1996 годах учился на режиссерском факультете ВГИКа (мастерская Н. Джорджадзе и А. Сиренко). В 1998—2000 годах жил и работал в Германии. С 2000-го года живет и работает в Москве. В 1996-ом году дебютировал как
режиссер фильмом «Сегодня мы построим дом» (совместно с С. Лозницей). Автор восьми документальных фильмов.

Марат Магамбетов

Любовь — не важно, считаете ли вы это высоким чувством или животным инстинктом, — движет нами от рождения и до смерти. Отношения с ней неизбежны.

Этот фильм — о любви. Главные герои фильма — семнадцатилетний Тимур, шестилетний Саша и тринадцатилетний Баха.

Все герои фильма живут в Алма-Ате, недалеко от старого парка. В парке есть зоопарк, аттракционы, пруды, аллеи с гипсовыми статуями, но есть и глухие заросли, заросшие бассейны, забытые детские площадки. Здесь обитают местные — собачники с собаками, одиноко пьющие мужчины, малолетние курильщики, гуляют молодые матери с колясками.

Весь город находится на склоне. Он как бы катится сверху вниз. Говоря о каком-то месте, обязательно махнут рукой и скажут: «Там, вверху» или «Там, внизу». И если сесть на велосипед, то, даже не крутя педали, можно развить бешеную скорость за несколько минут, не будь на пути препятствий в виде светофоров и пешеходов.

Если, поднимаясь, пройти город насквозь и двигаться дальше, то через два десятка километров окажешься у снежных гор. Если же пойдешь вниз — выйдешь в плоскую степь: город стоит на границе.

Старший из мальчиков, Тимур, замкнут и меланхоличен. Ведь он поэт. Кроме того, его трагическое мироощущение объясняется еще и тем, что его мать неизлечимо больна, и он чувствует скорое расставание. Тимур влюбляется в свою одноклассницу Лелю, когда узнает, что ее полное имя — Сольвейг. Может быть, он влюбился в Сольвейг Ибсена, может быть, в прекрасную музыку Грига, кто знает. Когда же оказалось, что чувства его безответны, он решает покончить с собой.

Тринадцатилетний Баха живет, как обычный уличный подросток. Он из большой многодетной семьи: есть младшие сводные братья, нелюбимый отчим. Достаточно причин не быть домоседом. Поэтому большую часть времени он проводит со своим другом Бокой, болтается по городу, играет в футбол. Однажды он услышал по радио рассказ Герберта Уэллса «Дверь в стене», и это не дает ему покоя. Он снова и снова возвращается в то место, где, кажется, он видел такую дверь.

Для самого младшего, Саши, любовь — это любовь матери, омрачаемая ревнивыми спорами со старшей сестрой (кого мама больше любит?). И еще это непонятные, пугающие ссоры матери с отцом, когда он возвращается из долгих командировок.

Три истории развиваются параллельно и пересекаются в конце фильма — рано утром на берегу озера, когда Тимур попытается покончить с собой. Все трое — Тимур, Баха и Саша — оказываются рядом, чтобы помочь друг другу.

Тимур, Саша и Баха сталкиваются в своем воображении с волшебными образами. Тимуру видится Царица ночи (наверное, это образ вечной любви). Баха, услышав по радио рассказ Герберта Уэллса «Дверь в стене», ищет эту зеленую дверь, мечтая увидеть в прекрасном саду прекрасную таинственную Незнакомку. Саша впечатлен легендой о красавицах Су пери, однажды рассказанной матерью. Царица, Незнакомка в саду, Су пери — образы любви. Тимур уже столкнулся с ней. Баха находится в предчувствии. А Саша просто еще ничего не знает об этом.

Этот фильм — о взрослении. Тимур расстается с юношеским максимализмом. Баха начинает чувствовать и понимать других людей, Саша справляется со своими страхами и понимает, что он тоже может совершать поступки и изменять жизнь.

Этот фильм о тех и для тех, кто переживает взросление сейчас — для детей и подростков. А так же и для тех, кто уже забыл, как трудно быть ребенком, — для взрослых.

Эту историю нужно рассказать простым языком. Но при этом нужно добиться легкой странности, как бы смещения, непопадания и несоответствия — такое чувство бывает, когда общаешься с детьми: у них вроде как смещен центр тяжести — они вдруг говорят какие-то не те слова, совершают непонятные, неадекватные, с точки зрения взрослого, поступки, вдруг шепчут, там, где нужно кричать, или бегут, когда нужно стоять. Это легкое смещение в логике и манере повествования поможет органично вписать — почти незаметно — мистические элементы: вездесущая рыжая собака, Царица ночи, зеленая дверь. Музыка в фильме тоже будет использоваться подобным образом: в диссонанс, а иногда и контрапунктом, создавая комический эффект. Эти приемы помогут сделать язык легким и чуть ироничным.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: