Кино-2015. Версия Петра Лезникова
«Франкофония». Реж. Александр Сокуров. 2015
1.
Он показывает мне коллекцию ножей, и тогда начинается: я отрезаю себе руки, он приносит на блюде свою голову, и так далее.
2.
Каждому времени — свой монстр; и роднее вампира или зомби, нам приходится безымянное и безмолвное чудовище Франкенштейна — одушевлённая вещь, которая собрана
3.
Посмотрел сайт Letterboxd и понял, почему перестал писать рецензии. Фильмы, которые мне нравятся, и фильмы, которые представляют ценность для киноискусства, — не всегда одни и те же фильмы. Настоящий критик
4.
Второй сезон True Detective (беспочвенные ожидания, несправедливое осуждение) тем не менее рассказал важную историю: про отравленную землю, бессильных мужчин и бесплодных женщин; коррупцию и инцест — зацикленность, пожирание самих себя и друг друга, бесконечное переваривание; про то, что, кажется, единственный шанс спастись, — спастись бегством.
5.
«В мире, где уничтожены старые инфекции, в идеальном клиническом мире появляется неосязаемая, неумолимая патология, рождённая самой дезинфекцией. ‹…› Наличие вирусов есть патология замкнутых и целостных окружностей, скученности и цепной реакции. Это патология инцеста в широком и метафорическом смысле. Отсутствие изменений порождает другое, неуловимое, но абсолютное изменение, которое и являет собой вирус. ‹…› В любом принуждении к сходству, отказу от различий, в любой приближенности вещей к их собственному изображению, в любом смешении людей с их собственным кодом всегда есть угроза кровосмесительной вирулентности» (Жан Бодрийяр).
6.
Для человека, который не бывает на кинофестивалях и редко смотрит неамериканское кино, очевидно: неконтролируемый процесс деления
«Только то, что вы уже видели. Только то, о чём вы могли бы подумать сами. ‹…› Фансервис — своего рода игра на зрительских ожиданиях, эксплуатация тайных или явных желаний смотрящего. Феномен, смыкающийся с мерчендайзингом и компьютерными играми, он даёт зрителю свободу в рамках желаемого, медитативный покой привычного очарования и повторов. Мы живём в мире, где ценится не движение вперёд, а стабильность достижений, не метаморфозы, а аутентичность, сохранность» (Василий Степанов).
О, дивный политкорректный мир, где все должны быть обезврежены, обслужены и признаны, а насильники с жертвами кружатся в танце!
«На зов
7.
«Ки№1. Новый год в Москве»: молодой человек приезжает в столицу, чтобы попробовать пережить новогоднюю ночь на улице без денег и телефона. Как никакой другой фильм, храбрый и наглый дебют Семёна Исаева передаёт атмосферу русского праздника и массового психоза. (Михаил Дегтярёв метко называет картину «амфетаминовым селфи».) Смешались все и вся: хулиганы, идиотичность ТВ, полиция, классовое расслоение, мигранты, истеричный китч, Донбасс, обыкновенный фашизм и жажда человеческого счастья. Чего стоит кадр с шовиниствующим прохожим, объясняющим про «нашего» Деда Мороза — Николая Чудотворца на фоне запакованной в строительные леса Спасской башни, на которую проецируют изображение Спасской башни? Этот кадр стоит всех отечественных фильмов года.
The Lobster: людей, оставшихся без пары, вывозят за город, где каждый под угрозой перевоплощения
Les Revenants: усталые мертвецы возвращаются к родным опять, а если не к кому — то молча бродят по улицам как в It Follows. Главный урок второго сезона: не отпустишь дорогого покойника, он тебя съест; с любимыми — расставайтесь.
Glass Chin: криминальная история о бывшем боксёре, который оказывается перед выбором — предать или пропасть, проигрывает — и в этом его сила. Пятый фильм американского режиссёра Ноа Бушеля, такой же скромный, умный и смешной, как его же The Missing Person.
Francofonia: бомбардировщик влетает в музей; океан Истории без смысла и совести поглощает людей; Наполеон и Марианна смотрят на «Джоконду»; война и коллаборация; цена культуры против цены жизни. Из всех образов и тем фильма сильнее мне запомнилось рассуждение о потребности рисовать человеческие лица, лежащей у истоков европейской цивилизации. (Вспоминаю об этом каждый раз, как вижу на ютубе школьные видеоролики с автопортретами, пропущенными через
8.
Музыка: группа «Золото».
9.
События: удачный эксперимент по синтезу опиатов из дрожжей; открытие цирка на Фонтанке; обновления в петербургском метрополитене (современные составы и металлоискатели
10.
Пять лет назад, когда я устраивался на работу в «Сеанс», то представлял, что теперь каждый будний с девяти до семи буду сидеть под портретом Эйзенштейна, пить чай и беседовать с коллегами про Астрюка и Базена. В этом году мы работали круглосуточно и, например, провели Балабановские чтения, привезли ретроспективу Линча, открыли выставку про зарождение кино в России и
11.
Вопросы меня занимают простые. О чём думает камикадзе, когда входит в штопор? Как узнать, какой у тебя рейтинг в убере? Что страшнее разлуки? Ответ на последний меня успокаивает.
Ashes to ashes, funk to funky.
Читайте также
-
Голос Ирины Рубановой
-
Киномеханик — К 80-летию Анатолия Загулина
-
Уроки радости и боли Динары Асановой — О выставке в Доме культуры «ГЭС-2»
-
Как сберечь — нет ли средства, нет ли, нет ли, есть ли...
-
Синефильская Россия — Десятка лучших в моменте
-
«Учиться воздуху» — О последней мастерской Сергея Соловьева