Плыви или тони — О лаборатории «Ленфильм-дебют»
До 20 марта продолжается набор участников второй сценарно-режиссерской лаборатории «Ленфильм-дебют». Осенью 2022 года участники первой лаборатории рассказали о полученном опыте. Публикуем материалы и синопсисы проектов.
«Ноль целых»
Режиссер: Мария Барсукова
Сценарий: Илья Носоченко
Куратор: Любовь Мульменко
Костя Шипчин и Егор Ломакин — лучшие друзья, только что окончившие институт. Костя мечтает уехать, чтобы вырваться из-под гнета чрезмерно контролирующей его матери. Незадолго до выпускного он добивается приглашения на стажировку в Африку. Мечта Егора — культурная революция в городе, зарождение арт-пространства, бесконечный праздник искусств. Случайное знакомство с местным галеристом дает ему шанс воплотить мечту. Жизнь разводит друзей. Как быть — пожертвовать дружбой, «перерасти» ее и рваться вперед? Пожертвовать мечтой ради дружбы? Героям предстоит понять, что в слиянии дружба невозможна. Егору ничего не останется, кроме как пройти через страх потери единственного близкого друга, а Косте придется сделать свой первый в жизни самостоятельный выбор.
Мария Барсукова:
Это история из жизни, которую я хочу перенести на экран уже лет пять. На протяжении работы над сценарием менялись города и время действия, но неизменной оставалась тема дружбы, а также вопрос: как двое людей могут сохранить близость, если каждый из них взрослеет и меняется?
Интересно снять современных фланирующих ребят из «Заставы Ильича» и передать привет Геннадию Шпаликову — мы как будто совсем другие, а волнует нас всё то же: как быть? во что верить? что делать, если лучший друг поступает «неправильно»? Также мне важно было затронуть тему современного искусства в региональном городе и посмотреть, какой пульс бьется у местных художников и что думают об этом местные жители.
Для истории про молодость и ощущения бесконечного лета были важны белые ночи и большая вода
Сначала мы планировали снимать в Перми — городе, в котором один раз уже начиналась культурная революция. Но Люба [Мульменко], пермячка и очевидец тех процессов, сказала, что Пермь уже отрефлексировала то время, так что конфликт из нашего сценария для города не так актуален. Тогда мы посмотрели в сторону Петрозаводска — для истории про молодость и ощущения бесконечного лета, этакой карусели приключений, были важны белые ночи и большая вода. Мы с Ильей поехали туда на ресерч и перезнакомились, кажется, со всеми местными интересными личностями. Все сложилось: у этого города оказались совсем другие настроение и характер, он подошел нам идеально!
«Сиделка»
Режиссер: Юлия Калинина
Сценарий: Юлия Калинина при участии Валентины Петровой
Куратор: Анна Пармас
Грузинка Ламара устраивается сиделкой к старику-сердечнику Дмитричу, сломавшему ногу. Несмотря на вредный характер старика, между ним и Ламарой завязывается дружба. Ламара возвращает Дмитрича к жизни, налаживает его отношения с внучкой Валей и спасает старика от его бывшей жены Анны, которая, пользуясь его болезнью, пытается переоформить его завещание. У подопечного Ламары начинает развиваться деменция. После очередного приступа Дмитрича Ламара понимает, что только ее присутствие рядом спасает его от смерти. Ламара не отходит от Дмитрича ни на шаг, даже отказывается от более выгодной и интересной работы, но в конце концов Дмитрич сам просит отпустить его.
Юлия Калинина:
У моей бабушки была невероятно жизнерадостная сиделка-грузинка, заряжавшая всех своим жизнелюбием. Обожала футбол и научила его смотреть мою бабушку, что удивительно, поскольку бабушка никогда не проявляла интерес к спорту и обычно смотрела телеканал «Культура». Представьте картину: моя бабушка и ее помощница вместе смотрят матчи и выкрикивают кричалки.
Эта женщина стала самым близким человеком для моей бабушки. Она никому не доверяла так, как ей. И пока сиделка была рядом — она оставалась в сознании, хотя была уже очень-очень пожилой. В этом было что-то… магическое. А как только сиделка уехала, бабушка попала в реанимацию и через неделю умерла. Я тогда задумалась о том, что смерть можно обмануть, хотя бы на время. Из этой мысли родился сценарий.
Раньше я пыталась все свои мысли запихнуть в одну историю, но это, естественно, невозможно
Мне кажется, за эти месяцы я смогла подразобраться с тем, что такое структура полного метра и как можно в ней существовать. До этого я никогда не писала большую форму. Я три года не могла написать полнометражный сценарий и подумала, что мне нужна помощь. Самое главное, что с помощью Лаборатории я смогла определиться с тем, о чем именно я хочу делать кино. Раньше я пыталась все свои мысли запихнуть в одну историю, но это, естественно, невозможно.
«Северная станция»
Автор: Сергей Овечко
Куратор: Андрей Прошкин
Свете двадцать девять лет, она работает в океанариуме, боится отношений и замещает их случайными связями на одну ночь, и, как ей кажется, она вполне довольна своей жизнью. Пока однажды к ней не приходит ее бывшая одногруппница по биологическому факультету Маша. Она предлагает Свете выступить с обвинениями в домогательствах против Рудина, ее бывшего руководителя студенческой летней практики. Света отказывается, но визит журналистки заставляет ее погрузиться в прошлое. Света вспоминает себя — восемнадцатилетнюю студентку-отличницу, лето на Белом море и свой короткий роман с ярким и харизматичным ученым. Но, сталкиваясь с показаниями жертв рудинского харассмента, Света осознает, что те отношения были источником травмы, определившей ее жизнь на годы вперед.
Сергей Овечко:
Какое-то время назад мне рассказали ряд историй про отношения учеников и преподавателей, начальников и подчиненных. Плюсом, я прочитал множество статей про отношения преподавателей МГУ и СПбГУ со своими учениками. Все это сформировало желание рассказать о проблеме, разобраться во взаимоотношениях людей, имеющих определенную власть и людей, от них зависящих. Какая в них доля психологического и социального давления, какое соотношение любви и насилия?
Многие девушки были травмированы сильнее, чем моя героиня
Как и моя героиня, я учился на биологическом факультете. Летние практики проходили на природе, где студенты тусили вместе с преподавателями. Был алкоголь, атмосфера легкости и вседозволенности, а в итоге — разбитые сердца. Из-за обилия материала я первоначально собирался снять сериал, но позже задумался над полным метром. Чтобы изучить эту сложную тему, я брал интервью у девушек, которые находились в романтических отношениях с людьми, имеющими над ними власть: преподаватели в ВУЗах, школах, руководители сект… Ко мне тогда пришло осознание, что многие девушки были травмированы сильнее, чем моя героиня, но я решил все-таки остановиться именно на таком типе отношений, чтобы можно было со всех сторон рассмотреть участников психологического насилия и их мотивации.
«Крым наш»
Авторы: Владимир и Елена Копцевы
Куратор: Наталия Мещанинова
2014 год. Вова и Ксюша уезжают из Донецка, охваченного боевыми действиями. Героям удается попасть в Крым и добраться до маленького палаточного лагеря, где они пытаются забыть войну и начать новую жизнь. Вова и Ксюша создают свое маленькое курортное гнездышко — идеальное место, чтобы выдохнуть после войны и решить, что делать дальше. Только Ксюша никак не может дозвониться до мамы, оставшейся в Донецке. Они пытаются добиться статуса беженцев, чтобы сделать свое пребывание в новой стране легальным. Встреча с матерью погибшего друга провоцирует у Вовы развитие посттравматического стрессового расстройства. Его начинают мучить галлюцинации, а Ксения узнает, что беременна. Ксения пытается спасти отношения с Вовой, но понимает, что война безвозвратно изменила его. Узнав о перемирии, она возвращается домой, чтобы там родить ребенка.
Владимир Копцев:
В 2014-м моя жена Лена поехала в свое первое «взрослое» путешествие в Крым. Она случайно оказалась в лагере, где в палатках жили и отдыхающие, приехавшие на курорт, и ребята, сбежавшие от войны. Лену поразило, что все были в одном месте, но в сильно разных условиях. Камеры с собой не было, так что документальное кино снять не получилось. Но этот опыт превратился в замысел нашего будущего игрового фильма.
В нашем сценарии сталкиваются две мощные сущности — война и русский курорт
Сценарий был задуман два года назад, а первый драфт был дописан к ноябрю 2021-го года. В феврале случилось то, что случилось. А Лена тогда по какому-то странному совпадению оказалась в Таганроге, где было много беженцев. И ей удалось оказаться рядом с ними, поговорить, собрать много уникального документального материала, который мы использовали в работе над текстом. Мы старались приложить все усилия, чтобы не писать «широкими мазками», ни в чем не соврать. Это очень деликатная кропотливая работа.
Взяв за основу реальных прототипов наших героев — парня и девушку из палаточного лагеря беженцев — мы решили показать, как война действует на них там, где они надеялись почувствовать себя в безопасности. На черноморском курорте в разгар сезона. Одним из источников вдохновения для нас был фильм Александра Расторгуева «Жар нежных». В нашем сценарии сталкиваются две мощные сущности — война и русский курорт. Без прикрас и эстетства.
«У подножья гор»
Автор: Денис Спиридонов
Куратор: Андрей Апостолов
1970 год. В санатории на окраине Киргизской ССР — новенький, рабочий по сбору лечебной грязи Владимир Ященков. Соседи по общежитию знают, что он детдомовец из Алма-Аты, балагур и большой любитель классических опер. А главного — не знают. Володя Ященков — никакой не Володя, а бежавший из лагерей Ивдельлага рецидивист Усольцев. И прибыл он сюда совсем не из-за природы Тянь-Шаня, а задумал перейти на лыжах горы и сбежать через границу в Китай. Так бы они и жили, коротая за самоваром вечера, только влюбилась в Усольцева официантка столовой Мотя, а еще один человек и вовсе узнал, что у Ященкова — второе имя, а значит нужно куда следует сообщить. Такие вот сюжеты случаются на краю Советской земли, у самого подножья гор.
Денис Спиридонов:
Однажды мне встретился лонгрид, в котором рассказывалось о криминальных похождениях некоего Усольцева в 60-70-е годы. Меня в нем заинтересовал один абзац: про то, как три недели он жил в киргизском санатории и закрутил роман с сотрудницей столовой, попутно планируя пересечь границу. В голове появилась некая художественная догадка и увлекла мое воображение.
Такое метапространство, где Алексей Герман встречается с фильмом «Девчата»
Уже на следующий день я связался с автором лонгрида и спросил у него про источники, которыми он пользовался. Основой было реальное уголовное дело, обнаруженное в рассекреченных архивах КГБ. Он прислал мне все имеющиеся у него фото-сканы, а через какое-то время повторно посетил архив и доснял недостающее. Помимо фактуры, меня увлек сам герой. Это и Бендер, и Афоня: нонконформист и пропащий человек со сниженным, так скажем, моральным цензом.
Первоначально я думал, это будет кино о двух «необразованных» людях и земном чувстве. Но в ходе работы с документами проблематика изменилась и родился совершенно иной сюжет, в жанре «советского кино, которого никогда не было». Такое метапространство, где Алексей Герман встречается с фильмом «Девчата».
«Теплица»
Автор: Ника Горбушина
Куратор: Андрей Апостолов
Никита с Ниной с детства дружили и собирали вместе роботов, одного собрали настолько успешно, что итогом этой работы стал грант в Сколтехе. Нина устремилась за мечтой, Никита же отказался, сославшись на болезнь бабушки. У Нины вроде бы всё удачно сложилось в Москве, однако она боится признаться себе и окружающим, что это не та жизнь, которой бы ей хотелось жить. Никита же продолжил жить в родном городе с бабушкой и мамой. Ему кажется, что Сколтех и все его мечты о роботах остались где-то позади, теперь слишком поздно, чтобы пытаться их реализовывать. Он временно устраивается работать в теплицу, где знакомится с бригадиром Надей, которая проживает свою жизнь так, как ей хочется, не задумываясь о чужом мнении и не считая, что в этой жизни может быть что-то слишком поздно. Неожиданная смерть бабушки Никиты снова объединит Никиту и Нину, а теплица и Надя помогут каждому из старых друзей иначе взглянуть на свою жизнь.
Ника Горбушина:
Изначально мы работали над историей с Анной-Лизой Техменевой, даже вместе ездили в теплицу, очень вдохновились атмосферой и людьми. Мне очень хотелось снять фильм для нашего поколения, избавить их от страхов и на что-то вдохновить. Я создала опросник по анкете Пруста, на который ответило 600 человек в возрасте от 24 до 35. Это помогло многое узнать и прояснить. Но на Лаборатории многое в моем сценарии поменялось. Персонажи стали иными, изменился жанр, у главного героя появилась подруга, которая стала моим альтер-эго.
Хочется спрятать себя и зрителя в фантазийном мире хотя бы на полтора часа
В процессе работы над сценарием в Лаборатории многое поменялось в истории, с Лизой мы разошлись, поэтому оставшиеся две сессии я работала одна. Так появилась совсем другая «Теплица», в которой два главных героя, один из которых стал моим альтер-эго. Не могу назвать точных референсов для истории, но это похоже на смесь Луки Гуаданьино и Уэса Андерсона, так как сейчас хочется спрятать себя и зрителя в фантазийном мире хотя бы на полтора часа.
«Малика»
Режиссер: Наталья Калашникова
Сценарий: Милана Мисиева, Наталья Калашникова
Куратор: Бакур Бакуразде
Малике одиннадцать лет, она не по годам умная и бойкая девочка. Родители Малики в разводе, она живет со своей мамой Розой в маленькой уютной квартире, в небольшом городе центральной части России. Мама с дочкой очень привязаны друг к другу, их быт давно налажен. Когда учебный год подходит к концу, они едут на лето в гости к бабушке и дедушке на Кавказ. На каникулах Малика узнает, что мама влюблена и хочет выйти замуж за хозяина цветочного магазина. Девочка против этого, ведь, согласно мусульманским традициям, ей придется вернуться в семью отца, и она больше не сможет жить со своей мамой. Малика всячески препятствует предстоящей свадьбе, но в итоге отпускает свою молодую маму ради ее счастья.
Наталья Калашникова:
С Миланой мы давно знакомы. Однажды она рассказала свои детские воспоминания, после чего нам захотелось придумать историю про взросление и отношения между матерью и дочерью на Кавказе. Мы построили мир и его атмосферу, учитывая каноны реальности, но вот сюжет полностью придумали сами.
В будущем мы ждем встречи с продюсером, который окажется с нами на одной волне. Понимаем, что это кино скорее фестивальное, но затронутые в нем темы будут близки многим, поэтому своего зрителя оно обязательно найдет.
«В глубину»
Автор: Никита Грушин
Куратор: Борис Хлебников
Константин руководит артелью, занимающейся незаконной добычей янтаря. Он живет в поселке Янтарный на побережье Балтийского моря со своей женой Мариной, школьной учительницей с импульсивным характером, и 18-летним сыном Сашей. Сашу обвиняют в изнасиловании девушки. Он арестован и ждет суда в следственном изоляторе. Несмотря на то, что все улики указывают на Сашу, и сам он сознался во время допроса, Константин отказывается в это верить. Марина же, наоборот, ясно видит случившееся. Ей больно от осознания этой правды. Константин пытается спасти сына от тюрьмы, Марина же отказывается навещать Сашу в тюрьме и перестает разговаривать с мужем. Константин с головой зарывается в дела, но отстраненность жены и проблемы сына все же выводят его из себя. Обычно точный, он начинает совершать ошибки. Одна из них приводит к гибели работников артели.
Никита Грушин:
Началось все с того, что я узнал про существование браконьеров, которые добывают янтарь в Калининградской области. Через несколько дней я купил билет в Калининград и отправился по побережьям на их поиски. Какое-то время я там пожил, пообщался с людьми, которые занимаются этим промыслом и захотел написать историю как-то связанную с этим миром.
История про некогда крепкую семью, которая находится на этапе распада
Сценарий я начал разрабатывать в «Лаборатории полного метра» Московской школы нового кино. И в это время мой друг — адвокат по уголовным делам, рассказал историю про процесс, который он вел. Он защищал в то время мальчика, которого обвинили в изнасиловании. Меня поразил тот факт, что этот мальчик сначала не признавал вину, из-за чего мать прекратила с ним общение и их «воссоединение» произошло уже только после того, как он получил срок в тюрьме.
Так и родилась идея про персонажа, который занимается полулегальным янтарным бизнесом, и у которого есть сын, ожидающий срока в СИЗО. Главный герой пытается вытащить сына из тюрьмы любыми способами, в то время, как мать выступает за признание вины. Мне очень понравилась эта идея — история про некогда крепкую семью, которая находится на этапе распада.
«В режиме полета»
Автор: Александр Варенников
Куратор: Николай Хомерики
Марина работает бортпроводницей в крупной авиакомпании. В один из дней она опаздывает на рейс. Вместо нее из «резерва» вызывают другую сотрудницу — Женю. Ночью самолет исчезают с экранов радаров. Эта трагедия становится переломной точкой для Марины. После панической атаки, случившейся на борту самолета, ее отправляют в неоплачиваемый отпуск. Дома не лучше — Марина проходит через болезненный и очень долгий развод с мужем Лешей. Марина уходит и пытается разобраться в себе. У нее завязываются нездоровые отношения с Антоном, бывшим парнем Жени, а параллельно Марина прорабатывает травму, вызванную тем, что отец насиловал ее в детстве. Марина пытается узнать, подвергалась ли в детстве насилию ее сестра Вика. Разбившийся самолет в итоге находят, Марина окончательно разводится с мужем и узнает, что Вика не была жертвой отца.
Александр Варенников:
Идея родилась после автокатастрофы над Синаем в 2015-м. На следующий год я издал роман, где, как и в моем сценарии, исчезает самолет.
Авиацию я люблю с ранних лет. Во время создания драфта я пообщался со стюардессами (мне было интересно, как они остаются на работе с таким ненормальным графиком) и многие отвечали, что любят свою работу и хотят находиться в отрыве от привычного всем мира.
Моя героиня убегает от собственной жизни. Но случай с исчезнувшим самолетом, на который она опоздала, заставляет ее пересмотреть отношения с близкими, с мужем, с которым у них тяжелый развод, ребенком, сестрой и другими мужчинами.
«Счастлив, когда ты нет»
Автор: Игорь Марченко
Куратор: Александр Велединский
Евгений и Женя — обладатели универсального имени — знакомятся на одном мероприятии, на котором оба не хотят быть. Евгений и Женя совершенно не ладят, более того, они глубоко презирают недостатки друг друга. И именно поэтому оказываются в одной постели. Для них это что-то непостоянное и обыденное. Но происходит невероятное — два самых скверных человека в мире начинают понимать, что между ними появилось ужасное чувство на букву Л. Парочка решает, что им проще ранить друг друга, чем открыться. Борьба характеров заканчивается тем, что Женя и Женя все же начинают жить вместе. Но Женя все равно периодически пытается убежать, потому что для них никогда не будет простого «они жили долго и счастливо». Для них отношения — это постоянное ощущение того, что они совершили ошибку. И пусть им плохо друг с другом, порознь им гораздо хуже.
Игорь Марченко:
Дебютант часто пытаться снять историю, основанную на личных переживаниях. Это немного не мой случай. Скорее, я отталкивался не от каких-то конкретных событий, а от рефлексии, что я переживал касательно своей личной жизни. Импульс был реальным, а результат придуманным.
Нам ничего не гарантируют, но дают для этого все возможности
Каркас классический — парень встречает девушку, а девушка в первую же ночь пытается парню лбом нос сломать. Тут все срослось: современные комплексы и инфантильность, что мешают любить, пусть даже некой дисфункциональной любовью.
Хочется надеяться, что какая-то возможность реализовать проект будет. Нам ничего не гарантируют, но дают для этого все возможности. Для меня подача и участие строились по принципу «плыви или тони». Либо твой сценарий пройдет проверку, либо нет. Тут максимальные для этого условия.
Читайте также
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Голос Ирины Рубановой
-
Киномеханик — К 80-летию Анатолия Загулина
-
Уроки радости и боли Динары Асановой — О выставке в Доме культуры «ГЭС-2»
-
Как сберечь — нет ли средства, нет ли, нет ли, есть ли...
-
Синефильская Россия — Десятка лучших в моменте