Лав Диас. Против насилия
«Женщина, которая ушла». Реж. Лав Диас. 2016
«Единственный способ, каким я могу поспособствовать подъему местного кино c его нынешнего безыскусного состояния до приемлемого эстетического уровня — это привносить постепенные изменения, пока
Лино Брока
В
Еще в начале 90х Лав Диас успел поработать сценаристом не местной киностудии и поставить там три фильма (Брока и Берналь всю жизнь совмещали создание личных
Благодаря всему этому Диас создаст определенную герметичную вселенную (напрашивается аналогия с Фолкнером и его Йокнапатофой) со знакомыми символами и образами, внутри которой, впрочем, возможны разные истории и подходы к их репрезентации. Эти же ограничения заставят режиссера пребывать в постоянной концентрации — во избежание явных самоповторов, в поисках новых визуальных и повествовательных средств и возможностей удивлять как себя самого, так и зрителя.
В этом смысле «Женщина, которая ушла» кажется одновременно компромиссной работой режиссера и примером его эволюции. Прежде всего, это самый доступный фильм в плане нарратива и хронометража: его длина всего три часа сорок минут, а сама история — классический для кинематографа рассказ о героине, решившей отомстить, предавшему ее человеку. Он не только не избегает ряда повторяющихся у режиссера тем, но и, кажется, умышленно акцентирует на них внимание. Самый показательный момент — сумасшедшая, являющаяся ключевым персонажем в мире Диаса: похожая героиня появлялась и в «Столетиях рождения», и в «Флорентине Хубальдо». В первом случае она была символом абсолютной чистоты и первозданности, к которым так стремился герой, во втором — символом Филиппин, доведенных своим отцом/правителем до безумия. В этот раз сумасшедшая — одна из многочисленных маргиналов, населяющих деревню, в которой оказывается героиня фильма.
«Женщина, которая ушла». Реж. Лав Диас. 2016
Важнее здесь другое: «Женщина, которая ушла» — первый фильм Лава Диаса, начиная с 2004 года, где в центре сюжета не группа персонажей, а один герой — или, вернее, героиня. Это одна из важных перемен во вселенной Диаса, которые мы можем наблюдать в этом фильме. Не секрет, что для филиппинского режиссера всегда была важна русская литература, а Достоевский — во многом центральная фигура для понимания его работ. Диас снял два фильма, отталкиваясь от «Преступления и наказания», и регулярно использовал ключевые мотивы классика в других лентах. В фильме «Женщина, которая ушла» они также найдут свое место, но отправной точкой будет не Достоевский, а Толстой и его рассказ «Бог правду видит, да не скоро скажет». В этой короткой притче рассказывается история купца, проведшего тридцать лет на каторге в Сибире за убийство, которого не совершал. В конце срока он сталкивается с настоящим душегубом и после долгих терзаний прощает его, обретя, таким образом, собственное успокоение. С этой маленькой истории и начинается фильм Диаса, она составляет буквально его первые полчаса.
Из изменений, который сразу привносит режиссер — перенос места действия на Филиппины
«Женщина, которая ушла». Реж. Лав Диас. 2016
Рассказ Толстого заканчивался на каторге, и мы могли только догадываться о том, что будет на свободе. Для Диаса это возможность раздвоения: на жизнь в тюрьме и вне ее, на две личины героини — одновременно святой мученицы и женщины, одержимой местью. Выйдя на свободу и оказавшись в небольшой деревне, днем она помогает местным обездоленным, облаченная в католическое одеяние, ночью, в темной одежде, выслеживает Родриго Тринидада. Здесь, обычно очень серьезный, Диас чуть ли не впервые позволяет себе небольшую самоиронию: в одном из эпизодов приятель героини сравнит ее с Бэтменом, чуть раньше за кадром мы услышим о смерти Матери Терезы.
Однако в этом разделении есть еще один показательный момент. Все начинается с извечного противопоставления жизни в тюрьме и на свободе. К этой теме Диас обращается далеко не первый раз: подобное было и в «Эволюции филиппинской семьи», и в «Севере, конце истории». Там тюрьма, как и положено, представляла собой маленький ад — буквально сосредоточение всей агрессии, царящей в мире. В «Женщине, которая ушла» наоборот — именно тюремные годы оказываются лучшими в жизни героини. Здесь она учит детей и сокамерниц, обретает статус и друзей. А выйдя на свободу, сталкивается с другим миром — полным горя и несправедливости, населенным многочисленными париями, до которых никому нет дела.
Подобный мотив (призрачности и потерянности человека вдали от большого города) тоже присутствовал уже в предыдущих фильмах режиссера. Но тут Диас неожиданно отсылает нас еще и к «Божественной комедии» Данте с ее каноническим путешествием по загробному миру. Тюрьма здесь может быть спокойно заменена Чистилищем (местом кающихся), Деревня — Адом (местом грешников), а Рай — будучи местом праведников, так и оказывается некой недосягаемой фантазией. Этим определяется весь путь героини и ее финальный уход, который может выглядеть дорогой к Эдему, и ключевая линия с поиском (бывшего) возлюбленного, и сцена на пляже, выбивающаяся из общей стилистики, но напоминающая еще большее погружение в Ад.
«Женщина, которая ушла». Реж. Лав Диас. 2016
При этом Диас уходит от
Так, шаг за шагом, Диас возвращается к миру Достоевского, в котором ему видится наибольшее родство с современными Филиппинами. Каждый из персонажей, встреченных Хорасией, одновременно озлоблен и обречен, находится на самом дне и явно не может быть похищен с целью
У Толстого взамен темы искупления вины, характерной для Достоевского, Диас берет мотив сострадания, от социального переходит к психологическому, а также впервые за последние годы оставляет в стороне мистицизм, присущий автору «Бесов». При этом в его предыдущих фильмах героев рано или поздно одолевал гнев от осознания собственного бессилия,
Дутерте, которого сегодня сравнивают с Дональдом Трампом, баллотируясь в президенты, обещал создать эскадроны смерти, вооружить простых людей, уставших от засилья наркоторговцев. Планировал дать добро на убийство во имя «высшей цели». С этими лозунгами он победил на выборах, и сегодня в стране каждый день происходят убийства. Диас, чьи фильмы всегда были в том числе
Читайте также
-
Шепоты и всхлипы — «Мария» Пабло Ларраина
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо