Лапша
Играя в рубежи и даты, можно сказать, что фильмы «немецкой трилогии» Лукино Висконти — «Гибель богов» (1968), «Смерть в Венеции» (1970), «Людвиг» (1972) — помимо всего прочего, обозначали конец эстетики шестидесятых с ее апокалиптическим культом сиюминутного. Играя дальше, можно добавить, что тогда впервые столь последовательно общепринятой эсхатологии была противопоставлена культурология. Играя уже остервенело, можно даже вывести отсюда весь будущий конфликт авангарда и постмодерна. Впрочем, не стоит.
Гибель богов
Не стоит уподобляться публицистам, которые все обличают несчастных шестидесятников, обличают их с шестидесятническим энтузиазмом, обличают скопом наших и заграничных, обличают сотворенное ими искусство, простодушно не понимая, что за ними в конце концов стиль, а стиль нельзя ни разоблачить, ни отменить, ни исправить.
Людвиг
Стиль можно попытаться проигнорировать или, наоборот, описать или, что всего правильнее, восхититься им как чем-то определенным, законченным и тотальным, способным обнаружить себя повсюду, в каждой примете какого-нибудь двадцатилетней давности, самого бесцветного и вроде бы самого бесстильного 1972 года: в живописи гиперреализма, в столь же вызывающе фактурных свитерах «лапша», в повсеместном торжестве леворадикальных идей и туфель на «платформе», в песенке «о, mammy blue» и в ученых трудах Леви-Стросса, в победительной улыбке Альенде, которому осталось жить считанные месяцы, и в скандале вокруг постельных сцен невинного «Танго» Бертолуччи, в растущей всемирной популярности «Чайки по имени Джонатан Ливингстон» и в растущей всемирной поддержке маленького, но гордого народа Палестины, в универсальном языке концепта, годного для выражения любых мыслей в любом виде искусства (правда, совершенно одинаково), в универсальных гонконгских париках, тоже своего рода концепте, захватившем всю Америку, весь СССР и даже фильм Лукино Висконти «Людвиг», демонстративно закрытый для веяний глупого времени.
Читайте также
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой