«Ладога»
Ладога. Реж. Александр Велединский, 2013
Это кино про первую зиму блокады, про людей, которые работали на Ладоге, и про тех, кто переправлялся по Дороге жизни. По жанру это военная драма, в которой переплетены детективная и любовная линия. Главную героиню — женщину, которая потеряла сына и стала водителем на Ладоге, играет потрясающая Ксения Раппопорт. Также одну из главных ролей исполняет Андрей Мерзликин.
Это драматичная, тяжелая история про смертников, которые ценой своей жизни спасали горожан, доставляли им продовольствие. Ладога считалась фронтовой зоной, передовой, при этом оружия, кроме зениток, не было. Дорога всегда была под обстрелом немецкой авиации, много машин с пассажирами и припасами уходило под лед, гибли сотнями.
Съемки проходили в условиях, практически приближенных к блокадным: мы отказались от павильонов и снимали на натуре, в мороз.
Самого Петербурга у нас очень немного в картине. В основном ленинградские сцены в начале фильма. Почти все съемки проходили в Новой Ладоге, недалеко от Ладожского озера, и на льду самой Ладоги. Съемочный период был не из легких, в феврале и марте ударили влажные питерские морозы. Было довольно много трюковых сцен: бомбежки, авианалеты немцев, тонущие в Ладоге ЗИСы с грузом и людьми, взрывы. Кое-что снимали с дельтаплана, были даже подводные съемки. Мы особенно гордимся тем, что нам удалось выпросить у Московского музея индустриальной культуры несколько подлинных исторических «полуторок». Вся техника сороковых годов работала на площадке безупречно.
Что касается исторической достоверности, то реальны только сама блокада и Дорога жизни, а вся история от начала до конца вымышленная. Хотя все, что происходит в сценарии, могло произойти в действительности.
Кино о войне? Будет эпизод с фильмом «Александр Невский». Один из водителей смотрит его в бараке на простыне. А вообще я снимаю не военное кино, а человеческую историю, потому что про другое не умею. Мой любимый фильм о войне — «Двадцать дней без войны», но там нет войны.
Сейчас много таких ура-патриотических картин, снятых в традициях соцреализма. Нам хотелось бы этого избежать. Я думаю, не нужно зацикливаться на том, чтобы обязательно ужалить власть или, наоборот, ее воспеть. Люди, про которых мы снимаем, были разными — хорошими и плохими, героями и не очень. Мы снимали и не про людоедов, но и не про «за родину, за Сталина». Надеюсь, на экране это будет заметно.
Читайте также
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты