Кукушкино гнездо
Давно уже определена мною исходная точка, с которой начинается этот город. Не суетливый, исполненный базарного духа вокзал. Не Плотинка — условное сердце города, с которого он начинался исторически. И даже не площадь 1905 года, под булыжной мостовой которой без почестей схоронили
Екатеринбург,
эклектичны здешние психогеография и атмосфера. Его панорама, в какую сторону ни гляди, — это нагромождение новостроек, блеск сусального золота церковных куполов и дым заводских труб. Его жители, безошибочно узнаваемые по распродажным одежкам и специфическому говорку, — это спешащие в кабинеты клерки, стоящие в пробках их самые главные боссы, засевшие с пивными бутылками во дворах подростки и степенно прохаживающиеся по маленьким зеленым паркам колясочные матушки. Его культурная жизнь, незаметно мутирующая в один глобальный
жизнеобеспечения города, его дышащих легких, его уникального живого сердца.
Сумасшествие
Любой заболевший грезит о выздоровлении, любое одиночество порождает мечту о будущем счастье. Спасительной соломинкой оказывается искусство — субстрат великой иллюзии другой жизни, в которой все если и не хорошо, то хотя бы
Свердловская киностудия, самая молодая в СССР, выпустила более 200 — и это только художественных — лент в душную тьму кинозалов. Справедливости ради стоит сказать, что существует она и сейчас, в изменившемся времени изменившая и своему предназначению, — теперь это скорее государственная коммерческая структура, работающая в самых разных областях так называемого кинобизнеса, но, пожалуй, менее всего — в сфере создания новых фильмов от А до Я. Вряд ли широкой публике доводилось слышать о ее успехах за последние 20 лет, не считая «Первых на Луне». От былых свершений осталась только память, а настоящее описывается в терминах «услуг по предоставлению уникальных locations, парка современной техники и съемочных площадок».
В самом центре города — магический треугольник (фигура вообще типичная для города — стоит вспомнить хотя бы местные «бермуды», которые образуют недостроенный цирк, телебашня и турецкая гостиница) главных местных кинотеатров. Первый — самый старый в городе, еще дореволюционной постройки — «Колизей» (прежде «Галант»), — сохранил свое назначение. Не имея возможности тягаться с современными мультиплексами (в здании кинотеатра располагается всего два зала), руководство предпочитает привлекать публику пафосными премьерами с участием специально приглашенных звезд и творцов российского кино. Вторая геометрическая вершина — главный советский кинотеатр, так без затей и названный «Сов Кино», ныне несуществующий, — первопроходец стереокино на Урале. И третья — «Салют», современный мультиплекс с шестью залами, который, без сомнения, можно назвать главным для сегодняшнего Екатеринбурга. «Салют» вошел в историю как кинотеатр, устроивший рекордное (для соответствующей книги) число показов «Титаника» Джеймса Кэмерона. Именно «Салют» устраивает Недели европейского кино и Дни немого кино под живую музыку. Вряд ли такие решения принесли руководству
В остальном здесь на первый взгляд так же, как и везде. В обилии представлены громоздкие мультиплексы в моллах. Закрыты еще не все старые, советского образца, кинотеатры — порой, как и в былые времена, с трогательными рисованными плакатами на торопливо выкрашенных фасадах.
Вообще, вряд ли в екатеринбургской культурной жизни найдется нечто такое, чего не отыскать в обеих российских столицах. Как правило, появление
Тогда можно обнаружить известные только узкому кругу маленькие кинозалы для специальных программ и показов. Нечто необычайное для публики в свое время предложило ныне почившее заведение «Кофе Бум» — демонстрацию ключевых для современной «проинтеллигенченной» публики лент Джима Джармуша, Ким Ки Дука и Питера Гринуэя. Под стать зрителю был и антураж — барные стойки, снующие
Для более просвещенного и закаленного зрителя в укромном зале малоэтажки начал свою просветительскую работу свердловский Фильмофонд. Каждую неделю в самой непринужденной атмосфере и
кинопленке показывают подзабытую или, напротив, всюду прославленную классику Франко Дзеффирелли, Иштвана Сабо и Эрнста Любича. Список не длинен, но он хотя бы есть. Есть и другие театры, в которых драматурги пытаются создать не только всех устраивающее прочтение классики, но и новое, импровизационное и вдохновляющее хотя бы самих создателей искусство. Таков «
Эти едва заметные в шумной какофонии робкие, но чистые звуки и составляют симфонию большого города — для каждого свою. Ее можно услышать, стоя в том самом заветном средоточии духа города, на его окруженной бронзовыми исполинами оси. И только оттуда, сидя высоко, глядя далеко, можно увидеть
В поисках Небесного Ленинграда истоптали петербуржские улицы, излазали подземные катакомбы поэты и мистики. И определенно его нашли. Бродить по четко распланированным улицам Екатеринбурга, видеть помятые памятные таблички о рыцарях науки и искусства, раскидывать пожухлые листья на кладбищах живых, вчитываться в найденные краеведческие летописи, пытаться разглядеть то, что и назовешь Небесным Свердловском, — задача непростая.
Но вполне достойная юнгеровского «das abenteuerliche Herz» — сердца искателя приключений. Которого, как бы он ни открещивался сам, все еще ждет этот город.
Читайте также
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Лица, маски — К новому изданию «Фотогении» Луи Деллюка
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино