В чем сила Человека-паука? — Павел Королько о себе и своих фильмах
На фестивале «Новое движение» в Великом Новгороде показали «Ярче» — новую работу Павла Королько, выпускника мастерской Сергея Соловьева, призера «Короче» и «Диалогов в кино», номинанта «Золотого орла». Публикуем на нашем сайте этот фильм и разговор с режиссером о признании, взглядах и будущем.
Как ты снимал «Ярче»?
Это был 2021 год. Я отучился на первом курсе мастерской Соловьева, тогда же сдружился с Майей [Гитер, исполнительницей главной роли. — примеч.]. Произошло это после того, как она узнала о смерти мамы, сидя на моей кухне. Мы пили чай, ей позвонили и сообщили о том, что произошло. Это был непростой период, который в результате привел к тому, что мы стали по-настоящему близкими. Тогда же в июне я ей сказал, что хочу поехать в Крым, снять там кое-какой прикол, и мне нужна актриса на главную роль. Я понимал, что Майя вполне подходит, и она согласилась. И вот за 14 дней в городе Алупка мы сняли «Ярче».
Какой бред, откуда вторая награда, что говорить?
Почему решил снимать именно там?
Крым — это моя вторая родина и я ее очень люблю. Я ездил в Алупку с родителями каждый год, начиная с трех лет. Минимум раз десять. Для меня дорого это место и я всегда буду там снимать фильмы.
Свой курсовой фильм на четвертом курсе я, правда, снял не в Алупке, а в Ялте. Это была ода Соловьеву, своеобразный оммаж фильму «Асса». За основу я взял рассказ Паустовского «Вода из света», получилась довольно вольная экранизация. Надеюсь, ее уже скоро можно будет увидеть на фестивале «Короче».
Ты сам пишешь сценарии?
Обычно да, но «Ярче» был написан в соавторстве. Мы работали вместе с Ярославом Сарайкиным, сыгравшим главную роль. В итоге у нас получился сценарий примерно на 46 страниц.
Нет смысла пытаться кому-то угодить
Как ты описал бы, о чем эта история?
В конце фильма у меня есть титр, который прямо отвечает на этот вопрос: «Это фильм о лете, о любви, о голубом небе над головой, о море, о солнце, о друзьях». А еще это кино о быстро возникшей и быстро угасшей любви. Интересно, что во время съемок Майя и Ярик [исполнители главных ролей. — примеч.] действительно влюбились друг в друга. Они встречались несколько месяцев и расстались в день, когда не стало Сергея Александровича Соловьева.
Вторая драматичная история, связанная с этим коротким метром. Хотя, казалось бы, фильм «Ярче» о любви и лете…
Мне очень грустно, что Сергей Александрович не успел его увидеть, потому что в нем есть многое если не для него, то про него. Первый мой фильм он жестко раскритиковал, и после этого я — осознанно или нет — хотел сделать что-то, что ему бы понравилось.
Как ты переживаешь то внимание, которое к тебе сейчас проявляют фестивали и кинопремии?
Когда я был на «Короче» в 2023 году, то заранее думал, что мне нужно сделать и сказать, если я выиграю. Я подготовил речь, искреннюю и красивую, которую и произнес со сцены, когда мне вручили приз от «Искусства кино». Но оказалось, что мой фильм отметили еще в одной номинации — за режиссуру. И вот когда я шел на сцену во второй раз, у меня стало темнеть в глазах, я думал: «Какой бред, откуда вторая награда, что говорить?»
Над чем ты сейчас работаешь?
Я нашел продюсера, вместе с которым буду подаваться на питчинг в Минкульт (уже не с коротким, а полным метром), — это Максим Воловик. Он сейчас в Германии покупает пленку для моей дипломной работы, буду снимать на 16-мм. Это будет интересная история, детали которой я пока не стану раскрывать. Скажу только, что главная тема — православие.
Мой дедушка был священником в селе Щеглятьево, поэтому я с детства рос в ортодоксальном пространстве. Но к вере я пришел не сразу. После смерти дедушки я часто видел его во сне и просыпался от страха. Где-то через год во время очередного такого сна дедушка объяснил мне, что бояться его не надо, надо выслушать. Во сне он повел меня в нашу церковь Рождества Христова. Мы зашли внутрь, он подал мне кружку с кагором и сказал выпить. Когда я все выпил, на дне металлической кружки увидел чеканный рисунок: мои дедушка, бабушка и я со своим братом Темой держались за руки. Мы улыбались, а на заднем фоне был наш храм. Я спросил, что все это значит, а дедушка сказал, что я пойму это позже, и добавил, что он знает, что у меня сложные отношения с церковью сейчас, но просит все равно ходить в храм причащаться. И вот сейчас, когда мне 25, благодаря своему дедушке, я уже осознанно хожу в храм и люблю своего Бога, Иисуса Христа.
Молился Богу каждую ночь перед сном, чтобы он меня сделал Человеком-пауком
Я долгое время не знал, о чем хочу снять полный метр. Идея пришла случайно, когда я листал инстаграм [соцсеть Instagram принадлежит корпорации Meta, деятельность которой признана в РФ экстремистской — примеч. ред.] и увидел ролик, как человек в костюме Человека-паука приходит в больницу к онкобольным детям и дарит им подарки. Я вспомнил свою детскую историю, когда в три года мы с родителями пошли в кинотеатр «Космос» на первого «Человека-паука» с Тоби Магуайром. Это был мой первый поход в кинотеатр, я до сих пор помню тот день почти поминутно: путь до автобусной остановки, поездку до кинотеатра… И вот после фильма я целый год молился Богу каждую ночь перед сном, чтобы он меня сделал Человеком-пауком. Через год я подхожу к маме и говорю, что я больше не верю в Бога, потому что он не сделал меня Человеком-пауком. Мама расстроилась, но на следующей день подошла ко мне и спросила: «Паш, как думаешь, в чем сила Человека-паука?» Я говорю: «Ну как же, в паутине, костюме, в том, как он ползает и летает». На что мама сказал мне: «Пашуль, нет. Его сила в том, что он настоящий христианин, в его кротости и в том, что он делает добро и помогает людям. Ты же у меня точно такой же хороший мальчик. Значит, Бог все сделал для того, чтобы ты был, как Человек-паук».
Главная цель кинематографа и любого искусства в том, чтобы стремиться к максимальной искренности
Есть планы сделать сериал?
Мы с моим однокурсником Михаилом Давыдовым пишем сериал с рабочим названием «Сетка». Это история о женщине, которая работает на бирже труда. Чтобы не потерять свою работу из-за сокращения, она должна участвовать в конкурсе. По его условиям нужно трудоустроить самого сложного для работы человека, обратившегося на биржу. Мы только дописываем сценарий и пока не искали продюсеров или платформы. Нам просто показалась интересной эта тема, поскольку Миша сам когда-то работал на бирже труда и у него есть опыт, о котором можно рассказать.
У тебя есть идея, которую хочется реализовать, но ты пока не приступил?
Есть. Первой книжкой, которую я прочитал в детстве были «Антоновские» Ивана Бунина. Тогда я не проникся Буниным, не понял его. Но совсем недавно на мой день рождения мама подарила мне полное собрание сочинений Бунина, я перечитал все и очень увлекся. В том числе перечитал «Жизнь Арсеньева», и у меня появилась задумка четырехсерийного сериала по этому роману. Это без малого энциклопедия русской жизни, практически как «Евгений Онегин».
Как бы ты ответил на вопрос: «о чем и зачем ты снимаешь»?
Мне кажется, главная цель кинематографа и любого искусства в том, чтобы стремиться к максимальной искренности. Когда сидишь в ванне и думаешь, что бы такого снять, о чем бы рассказать, первая мысль и первый образ, которые приходят, — их-то и надо воплощать. Нет смысла пытаться кому-то угодить, потому что у тебя все равно не получится, если ты неискренен.
Избранная фильмография:
Калининград, проспект Калинина, 107, 5, 236039. Марк Янсонс (2023)
Молодая девушка Кира (Майя Гитер) после смерти матери едет на поиски отца, которого никогда не видела. Все, что у нее есть, это его старый адрес и имя — Марк Янсонс. Фестивальная премьера состоялась на «Короче-2023», и, поскольку фильм следует заветам «Догмы-95», личность автора оставалась под секретом на протяжении всего смотра.
Посмотреть фильм можно здесь.
Здесь и сейчас (2023)
Четверо друзей ночью едут на пляж, по пути у них ломается машина. На помощь приходит девочка с велосипедом, которая вливается в коллектив парней. Ночная поездка становится поводом выплеснуть все, что накопилось, и обсудить то, что волнует.
Премьера тоже состоялась на «Короче-2023», но уже с именем режиссера в титрах (тут уже нет следов «Догмы»). Фильм получил две награды — за режиссуру и спецприз журнала «Искусство кино» с формулировкой «За образ мысли». На первой премии «Диалоги в кино» «Здесь и сейчас» отметили в секции короткого метра.
Посмотреть фильм можно здесь.
Ярче (2021)
Молодой одинокий парень после тихого (но пьяного) празднования дня рождения внезапно оказывается в Крыму и влюбляется по уши в местную девушку Майю. Фестивальная премьера состоялась на «Новом движении» в этом году.