Особенности русского кинобизнеса
Особенности русского кинобизнеса
Особенности русского кинобизнеса

Коля-одна-копия


Сердца бумеранг. Реж. Николай Хомерики, 2011

Российский аналог того, что в цивилизованном мире называют straight to video. Фильмы
категории «К.-о.-к.» снимаются, как правило, на невеликие деньги Госкино или дотации Минкульта и до экранов не доходят. Основоположником традиции считается знаменитый благодаря телетрансляции социальный
хоррор Ю. Подниекса «Легко ли быть молодым?», вышедший в советский прокат всего одной копией. Появление
термина обусловлено самоиронией целевой аудитории К.-о.-к. — кинокритики, назвавшей убыточную линию российского кинематографа именем дебютировавшего в нулевые режиссера Николая Хомерики, чья
картина «Сердца бумеранг» была проигнорирована кинотеатрами, несмотря на заслуги автора перед отечественным искусством. История феномена К.-о.-к. уходит
корнями в глубины национального менталитета. С появлением кинотеатров и дистрибьюторов, готовых экспериментировать за чужой счет, российское телевидение
перестало быть спасителем артхауса и «социально значимого» кино; с тех пор покровителя у К.-о.-к. так и не
появилось. Дистрибуция снятых на госдотации фильмов не входит в задачи Минкульта, поэтому большинство картин незамедлительно отправляется на полку Госфильмофонда, минуя даже питерскую «Родину»
и московский «Пионер». Денег, выделяемых министерством на К.-о.-к., хватает только на изготовление качественной полиграфии. Проклятие К.-о.-к. — следствие
абсолютной незаинтересованности и заведомого неверия режиссера и продюсера в коммерческий успех
своего фильма — неотъемлемая часть российского
артхаусного рынка. Зарубежным коллегам Николая
Хомерики Беле Тарру и Аббасу Киаростами не удалось
избежать участи К.-о.-к. в нашем прокате. Список артхаусных российских картин последних лет, выходивших микротиражом на 35 мм, по мнению экспертов,
может быть бесконечен. Наиболее громкие из них —
«Суходол» Александры Стрелянной (1 копия), «Обратное
движение» Андрея Стемпковского (4 копии), «Отрыв»
Александра Миндадзе (4 копии). Для сравнения —
произведенный без госденег «Портрет в сумерках»
Никоновой и Дыховичной был выпущен в России «самокатом» (см. Самокат) на 39 экранах на DCP. Прокатная
судьба низкотиражного кино не всегда адекватна зрительскому интересу к картине. Хит VOD-трансляций
прошлого года — «Громозека» Владимира Котта — шел
в театральном прокате теми же обидными четырьмя
экранами.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: