Нечто похожее говорили и нам
Конечно, лучше было бы детям оценивать размышления своих родителей. Судя по решительному и независимому тону, дети вполне могли бы преподнести нам нечто более оригинальное, чем дежурная педагогика и вечные вопли многоопытных отцов о том, что надо читать Пушкина, а не торчать у телевизора.
Я прекрасно помню, как нечто похожее говорили и двадцать, и тридцать лет назад. Разве что смотрели мы тогда не «Санта-Барбару» и «Просто Марию», а точно так же, дружной вечерней компанией с бабушками, телесериалы стран народной демократии: «Приключения Вернера Хольта», «Совесть пробуждается» — впрочем, не помню, может быть, это был один и тот же фильм. А вместо «Поля чудес» и «Что, где, когда?» у нас было вожделенное фигурное катание, которого ждали весь год.
С тех пор телевидение стало лишь более значимым и незаменимым элементом цивилизации. Ведь не для того же, в самом деле, мы его смотрим, чтобы что-нибудь увидеть или узнать. Как говорил Маклюен, «средство есть послание». Телевидение — не посредник, а феномен культуры, в котором мир уже давно вырвался за пределы соразмерного человеку существования. Жить здесь и теперь означает также причастность, ну, скажем, к землетрясению в Японии. Как проблему это почуствовал еще Достоевский во времена землетрясения в Лиссабоне. Но Достоевский не мог предположить, что проблема сугубо моральная очень скоро окажется проблемой существования человека.
Именно телевидение (в союзе с радио) создает в современном быту тот устойчивый фоновый сигнал, который мы принимаем как символ глобального присутствия в нашей жизни. Без этого сигнала уже трудно не только детям, но и взрослым. Отсутствие сигнала, его обрыв, равносильны идентификационному кризису.
Плохо это или хорошо, полезно или нет — другой вопрос, выводящий к оценке не телевидения и детского к нему пристрастия, а той жизни, которой все мы живем.
Читайте также
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Лица, маски — К новому изданию «Фотогении» Луи Деллюка
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино