Искусство ухода за АК-47 — Константин Буслов о «Калашникове»
В прокате — «Калашников», кино о конструкторе легендарного автомата, выпущенное к Дню защитника отечества. Тимур Алиев поговорил с режиссером фильма Константином Бусловым о тонкостях формирования бюджета, работе с исполнившим заглавную роль Юрием Борисовым и о том, почему в России так много снимают о войне и спорте.
— Насколько я понимаю, «Калашников» на первых этапах делали без господдержки. Позднее стали появляться партнеры в лице Минпромторга и Ростеха, концерна «Калашников» и ПСБ. Странно, что в таком проекте не участвовал Министерство обороны. Вы к ним не обращались?
— Ну как же не обращались? Но что такое большие силовые ведомства? Как до них достучаться? Наверное, нужен какой-то огромный ресурс, чтобы их привлечь. Сначала была идея фильма. На разработку этой идеи дал деньги — отмечу, возвратные — Фонд Кино. Дальше мы обратились в Фонд для получения средств на производство. Но, к сожалению, проект не прошел. Сценарий не вызвал никаких положительных эмоций. Быть может, потому что были другие проекты, более значимые, потенциально коммерчески успешные. Фонд Кино в большей степени настроен на коммерческую составляющую, а у Минкульта другой вектор распределения средств.
Чтобы вы понимали, не было никакого госзаказа на производство кино о Михаиле Тимофеевиче.
Выделенные на девелопмент в Фонде Кино деньги были потрачены на разработку сценария. Сценарий мы сделали, средства в Фонд вернули. Доработали историю и принесли ее в Минкульт. Там получили единственную невозвратную субсидию от государства, которая составила, согласно лимиту затрат, четвертую часть бюджета. Все остальные средства, полученные и от концерна «Калашников», и от госкорпорации «Ростех», к которой он относится — возвратные, тоже четверть бюджета. На стадии постпродакшна подключился «Промсвязьбанк», который также инвестировал в фильм на возвратной основе. На одном из последних этапов производства в проект вошел частный инвестор — мой хороший приятель Илья Кашин. Если бы он не помог на этапе постпродакшна, монтаж фильма мог бы сильно затянуться.
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2020/02/kalashnikov_02.jpg)
По линии Минпромторга картина, после того как был написан сценарий, была включена в перечень мероприятий по празднованию 100-летия со дня рождения Калашникова. Насколько я знаю, в рамках этих мероприятий было решение выделить деньги на производство ленты. Но деньги опять-таки были выделены на возвратной основе. Чтобы вы понимали, не было никакого госзаказа на производство кино о Михаиле Тимофеевиче. Поиск финансирования — процесс безостановочный. Ты не можешь, грубо говоря, получить 50 миллионов, разработать проект, подготовиться к съемкам, а потом заморозить все, распустить команду и пойти искать деньги дальше. Приходилось и занимать деньги у друзей, так что перебои были постоянно. Работаю с актерами, а в голове сидит мысль: «Где взять деньги?». Вроде бы их пообещали, пусть даже возвратные, но обещанного, как у нас принято, три года ждут.
На площадке я режиссер, а смена закончилась — я в процессе производства.
Вот тут и возникает вилка. Часть денег получил, проект запущен, пошли зарплаты людям (а их много — художественный цех, операторский, костюмы, администрация производства, объекты и т.д., все кинодепартаменты требуют больших затрат на этапе подготовки и далее в съемочном периоде безостановочно), а средства не поступают. Тратятся и не поступают. Что делать? Заморозить? Распустить всех и закрыть проект? Но ты уже потратил на подготовку и не мало. Их же нужно отдавать. А кино ты не снял, опять же потому что нет средств, но обещают. Ты продюсер — ты за все отвечаешь! Совмещать режиссуру и продюсирование — дело тяжелое. У меня даже на съемках спрашивали: «Константин Викторович, а вы сейчас продюсер или режиссер?» А я не мог сразу ответить, потому что на площадке я режиссер, а смена закончилась — я в процессе производства.
— Было бы тяжелее, если бы вы еще и одну из главных ролей исполнили, как Данила Козловский в «Тренере».
Данила Козловский и его «Тренер»
— Искренне рад его успеху! Но снимать себя еще и в главной роли, по-моему, любому режиссеру, мягко говоря, тяжеловато. Ты либо актер, либо режиссер. Хотя исключения случаются.
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2020/02/kalashnikov_04.jpg)
— Значит, получается, на «Крым» и «Вторжение» у Минобороны средства были, а на «Калашникова»…
— Некоторые эпизоды мы снимали с их помощью, в частности эпизод с плацем на полигоне Алабино. От Минобороны привезли автоматы АК-47 старого образца со складов, а также подвезли около сотни бойцов, которых мы переодели в форму того времени. Но, если говорить о финансовой помощи, то от Минобороны мы не получили ничего. Не знаю, что нужно было сделать… Быть может, нужно было сначала собрать все деньги, потребовать, чтобы они были невозвратные, а потом лет через 5 приступать к съемкам. Такая схема была бы безопаснее для меня как для продюсера, но, к сожалению, а может быть и к счастью, у нас было стремление сделать фильм именно к 100-летию Калашникова, к ноябрю. Правда, с имеющимся по факту финансированием к этой дате мы все-таки не смогли доделать картину. Полностью смонтированная, черновая версия у меня появилась в начале декабря. Но не была еще записана оркестровая музыка, не была произведена перезапись, которая делается на Мосфильме.
Он тогда еще не был так известен, как сейчас. И «Бык», и «Т-34» вышли в прокат позднее.
Мы сделали первый трейлер ко Дню оружейника (19 сентября — прим. ред) и показали его в Ижевске на форуме. Он всем очень понравился, и я пообещал правительству Удмуртии, где сосредоточена большая часть оборонно-промышленного комплекса страны, провести премьеру в Ижевске. К счастью, все поняли, что картина художественная, чего я несколько опасался, ведь у нас любят предъявлять претензии в неполном соответствии документальным фактам истории. Но обошлось. Один из местных журналистов, который фотографировал Михаила Тимофеевича всю жизнь, даже удивился: «Вы улыбку Борисову будто на компьютере делали? Очень похож», на что я ответил: «Ну, мы же не „Ирландца“ снимаем, где героев омолаживали цифрой».
— Расскажите, как проходил кастинг на роль Калашникова?
«Бык»: Песни на ушельском языке
— Кастинг — дело непростое: смотришь много артистов, делаешь немало проб. Где-то сразу понимаешь, что не твой артист… Ошибиться в исполнителе главного героя — непростительная режиссерская трагедия! Муки на всю жизнь. До Юры на роль пробовались разные актеры. У Сергея Бодрова вообще были выбраны другие артисты — и на роль Калашникова, и на роль его будущей жены Кати. Если бы Сергей Владимирович стал снимать сам, я как продюсер отдал бы ему право утверждать актеров на роли. Но режиссером проекта стал я, поэтому искал своих актеров, которые мне бы как режиссеру были комфортны и сделали бы все так, как вижу я. Юра появился не сразу, но понравился мне после первой же пробы. Я понял, что главный герой есть. Надо отметить, что он тогда еще не был так известен, как сейчас. И «Бык», и «Т-34» вышли в прокат позднее.
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2020/02/kalashnikov_03.jpg)
На монтаже, бывает, жертвуешь в пользу динамики даже хорошо снятыми эпизодами.
— Кастинг проходил в начале 2018 года?
— Кастинг начался летом 2018-го. Но Юру я нашел ближе к концу года, а уже в марте следующего начался съемочный период. Уходила натура, нужно было кровь из носа снять зимний блок. Когда он пришел, мы с ним сразу нашли общий язык, обговорили видение персонажа. У меня сразу сложилось впечатление, что это именно тот актер, который должен быть на этой роли. Мы несколько раз встречались, сделали несколько проб. Позже у Юры возникли небольшие проблемы с занятостью на других проектах, но в итоге нам удалось все разрулить по графикам с его агентом. Оля Лерман тоже пришла в проект не сразу. Было много актрис, которые пробовались на роль Кати.
— Я читал, что на роль будущей жены Калашникова рассматривалась Ольга, дочь Сергея Бодрова-младшего. Так ли это?
— Нет, совсем не так. Ольгу мы взяли на одну из ролей второго плана и сняли эпизоды с ее участием: она играла медсестру в госпитале. В фильме есть полевой госпиталь, но мы снимали еще сцены в госпитале стационарном — там она очень хорошо сыграла, было, по-моему, два съемочных дня с ней. К сожалению, на этапе монтажа всё действие в стационарном госпитале мы вырезали. На монтаже, бывает, жертвуешь в пользу динамики даже хорошо снятыми эпизодами. Это тяжело, но картина должна быть цельной!
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2020/02/kalashnikov_06.jpg)
— Жена Калашникова в кадре — Катя, но ее отчество не упоминается. У него было две жены и обе Екатерины — Астахова и Моисеева. Правильно ли я понимаю, что образ Кати в фильме собирательный?
— Мы имели ввиду именно Екатерину Моисееву. Решили не затрагивать лирическую историю со станции Матай — нужно было уложиться в киноформат. Если вы помните, в фильме достаточно быстро происходит изобретение первого опытного образца пистолет-пулемета, а в следующем эпизоде Михаил уже едет в Казахстан. Поэтому Катя в исполнении Ольги Лерман — именно Екатерина Моисеева, которую он по сценарию встречает на Щуровском полигоне, и там, как и было в действительности, она помогает ему с чертежами автомата.
Продюсеру хочется заработать, а не остаться с долгами, поэтому аттракцион про войну — это тренд.
— Как вы думаете, почему в российском кино так много снимают о событиях минувших дней — о войне, спорте и космосе, но так мало — о том, что происходит в стране здесь и сейчас?
— О настоящем снимают кино развлекательное, entertainment. Есть и драмы современные, но если мы говорим о кассовых сборах и задаче Фонда кино, то коммерчески успешные фильмы в России — преимущественно комедии и фильмы-аттракционы. Тяжело заставить современного зрителя в возрасте от 15 до 25, избалованного западными, аттракционными блокбастерами смотреть российское авторское кино. Большие сборы «Холопа», «Льда» и «Последнего богатыря» показывают, что привлечь эту категорию зрителей в кино удается ярким жанровым картинам. Стали делать хорошее кино в последние годы — зритель поверил и пошел поддерживать русские фильмы рублем. Это очень здорово.
Так они были устроены, эти творческие люди — тратят все время на свое изобретение, поэтому семья у них и отходит на второй план.
Возвращаясь к вашему вопросу… О войне, спорте и космосе снимают потому, что эти фильмы собирают кассу. Не все, но большая часть. Есть, конечно, «клюквенные» истории про войну, в которые абсолютно не веришь, но их немного. В основном это кино с претензией на аттракцион, где руки и ноги отлетают, пули и снаряды проносятся в рапиде. Плюс такая кинопродукция от России очень популярна на международном рынке. Например, «Т-34» хорошо продается в Европе и Азии. Кому в мире интересно смотреть русскую драму, если, конечно, мы не говорим о драмах с фестивальной историей? Если речь про зрительское кино, то военные, блокбастерные истории больше привлекают аудиторию. Это рынок. Продюсеру хочется заработать, а не остаться с долгами, поэтому аттракцион про войну — это тренд. Но нужны другие бюджеты, в разы больше, и помощь государства, естественно. Нужны хорошие сценарии и режиссеры, которые не просто войнушку снимают рапидную, но и с актерами работать могут, и в целом историю способны рассказать достойно. А таких мало, поверьте. По пальцам пересчитать можно. Многое зависит от прокатчика, от росписи, от количества сеансов, от даты релиза и от того, кто на этой дате стоит. Бывает, снимешь хороший фильм, а о нем узнают потом из интернета, потому что в кино ему места не нашлось — это тоже рынок!
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2020/02/kalashnikov_01-1.jpg)
— Вы снимали один из эпизодов на натурных декорациях «Военфильма», верно?
— Да, мы снимали танковый бой, который идет в начале «Калашникова», под Калугой, используя декорации «Подольских курсантов» Игоря Угольникова. Там хорошая киностудия с отечественными и немецкими танками. С точки зрения продюсера снимать там удобно, иначе пришлось бы изрядно потратиться на доставку техники и тяжелого игрового реквизита. Да и натура там отличная, есть где развернуться.
— Кажется, что Калашников, которого мы видим в кадре, озабочен в первую очередь именно своим творением. Весь фильм он не может доехать до родной матери. Выходит, сначала защита отечества, а потом семья?
— Я бы не говорил так высокопарно, хотя в принципе в то время многие конструкторы, не только Калашников, жертвовали общением с родными ради дела. Так они были устроены, эти творческие люди — тратят все время на свое изобретение, поэтому семья у них и отходит на второй план. Думаю, если бы Михаил Тимофеевич постоянно нянчился с детьми и гулял с Катей по лесу, мы бы никакого АК-47 не увидели, как и творения Сахарова, Королева и многих других.
Читайте также
-
«Один фильм помогает понять другой» — Говорим о любительском кино
-
«Это разрушит хрестоматийное восприятие» — Даниил Воробьев о сериале «Чистые»
-
«Камера видит любую фальшь» — Светлана Филиппова о фильме «Лиссабон»
-
«Стаканчик должен быть полон, причем кипятка» — Станислав Фомичев и Анна Далингер про «Угол наклона»
-
Аличе Рорвахер: «Нужно понять, что ты не уникален»
-
Музыка, рождающая кино — Рюсукэ Хамагути и Эико Исибаси о фильме «Зло не существует»