Ситуация Ивана Ильича
— Мальчика зовут Амирза Мухамади — он беженец из афганской семьи, в Москве они уже лет пять, он знает русский язык. Главного героя сыграл Хабиб Буфарес — он тунисец, который попеременно живёт то в Ницце, то в Тунисе. Я увидел Хабиба в фильме
— Ещё меня интересует сценарий. Где вы нашли эту историю?
— Сценарий я писал со своим другом Леонидом Ситовым. Но, как вы видите, получился не совсем сценарий, а некая «партитура фильма». Главным условием была реалистичность определённого типа.
— А почему вы взяли именно эту тему? Чем она вас зацепила?
— Только человек, пришедший со стороны, может стать наблюдающим. Мне кажется, что киноглаз — это глаз чужого, который смотрит на вещи. И чтобы факты явились для зрителя «фактами», нужна эта призма, через которую ты смотришь на мир, — это должен быть чужестранец. Для меня было интересно и попадание героя в некую среду, и смотрение на мир особым образом.
— После просмотра создаётся впечатление, что мне рассказали историю про мамонтёнка, который ищет маму в большом безразличном городе, и в этой истории простейшими инструментами давили на жалость. Такое ощущение возникло потому, что мне было тяжело симпатизировать главному герою — он для меня «чёрный ящик». Безусловно, я вижу за ним ужас, который он испытывает, но кроме этого, он никак себя не проявляет: он молчит, он смотрит вниз, он много курит, он кушает, он моется, его моют, он стирает, он ходит, он снова ходит, он много ходит… Но персонажа за этими действиями я не вижу. Например, я могу вспомнить последнюю картину Киры Муратовой, в которой мамонтёнок тоже ищет маму, но она отличается за счёт авторской интонации. Здесь же безликая камера снимает безликого персонажа.
— Мне кажется, это неправильное дело — говорить только о персонаже. Вот представьте, что на свет родился урод — допустим, это человек без уха или с тремя ушами. И вот он такой, какой есть. Когда критики обсуждают произведение искусства, они всё время забывают, что любое и даже очень плохое произведение не разлагается на части. Я сейчас говорю не о своей работе, это касается любого фильма. Поэтому я бы не стал рассуждать о конкретном персонаже, а поставил бы вопрос о произвольности персонажа вообще.
Для меня очень интересно следующее. Мы живём в
— Но если у фильма есть некий гуманистический посыл, то он теряет смысл, когда я не могу соотнестись с персонажем…
— Всё обстоит совершенно наоборот. Простите, как вас зовут?
— Иван.
— Иван, давайте не о моём фильме поговорим, а о принципах. Я не очень люблю говорить о своей картине, потому что, может быть, там ничего такого и нет. Дело в том, что как только вы смогли соотнестись с персонажем, вам незачем смотреть фильм. Представьте толпу людей, как бывает на митингах: толпа идёт, идёт, идёт, и вы в числе этой толпы. Вдруг один человек останавливается и оглядывается. И только этот один человек начинает видеть мир. Включённость в события не позволяет видеть свою жизнь. А произведение искусства — это бинокль, который позволяет тебе этот мир увидеть.
Если же мы говорим о моём фильме, то там существует некий первичный рисунок: человек отправляется
У Андерсена есть одна гениальная сказка на уровне Данте, которой я отвечу на все вопросы вместе взятые… Называется она «История одной матери». У матери был годовалый ребёнок, и, как только она отошла к плите или
Там, где вы можете сделать вывод, Иван, там, если хотите, и содержится мой ответ. Но произведение искусства не действует интеллектуальным способом. Эта картина, которую создаёт Андерсен, не имеет ничего общего с понимаем, это тайный эзотерический текст, это непостижимо уму. А когда наступает понимание, когда вы можете свести
— Может ли на месте вашего героя оказаться любой «чужой» — любой человек обладающий другой оптикой? Например, в одном из начальных эпизодов «Другого неба» появляется дети, у которых, насколько я поняла, проблемы со зрением. Это тоже некие потенциальные претенденты на роль чужих? Или же для вас принципиально, что это именно такой человек… Я понимаю, почему Ивану показалось, что главный персонаж — это
— Безусловно. Русская литература полна
— Я понимаю, что сейчас глубокое презрение к классическому американскому кино, в том числе и с точки зрения написания сценариев. Но ваш фильм кажется мне накоплением эпизодов — любой из них можно выбросить и вставить на его место другой: ещё одно место работы, ещё одна квартира, ещё одна встреча с людьми… И структура фильма от этого практически не изменится. Персонаж никак не развивается, он не вступает в конфликт — может, он так и задуман, но от этого его становится скучно смотреть. Это распад кино.
Кинематографически «Другое небо» вызвало у меня ассоциации не с Кирой Муратовой — там принципиально другая эстетика — а с братьями Дарденн. Посмотрите, какой путь Дарденны прошли разумно и быстро. В «Розетте» ещё много «наблюдения» с ослабленным сюжетом. Но последние их фильмы — с моей точки зрения абсолютные шедевры. Скажем «Дитя» и «Молчание Лорны», при сохранении достоверности, которой вы добиваетесь, они взяли абсолютно голливудский мелодраматический сюжет: там есть и преступление, и слёзы в конце… Сюжет искусно сочетается с крайней достоверностью, и благодаря этому их фильмы смотреть очень интересно.
— По поводу Дарденнов моё мнение немного другое. Я думаю, что они достигли своей самой высокой точки в фильме «Сын». И мне не нравятся совершенно понятные картины «Дитя» и «Молчание Лорны», они тривиальны. Я думаю что, братья
Искусство ведь меняется. Меняются способы изображения героя или атмосферы, они входят в тупик и повествовательность как таковая, очень сложно воссоздаваема внутри живых токов. Поэтому драматургия, о которой вы говорите, зачастую лжёт. Поймать ту реальность, которая есть внутри драматургических сцепок, бывает или сложно или практически невозможно. Если бы не существовали разные оптические системы, то в искусстве — допустим, если говорить о живописи, — существовал бы перманентный ренессанс, где все ясно, где можно сочувствовать. Если же говорить о развитии, то можно наблюдать как картина — взять, допустим семнадцатый век за отсчёт — начинает приближаться… оптически… Я сейчас говорю не содержательно, а оптически. В случае, например, Ван Гога, картина оказывается на сетчатке глаза, а в случае кубизма или произведений Пауля Клее — картина оказывается за пределами зрения.
Алхимик Средних веков берёт два элемента: ртуть и серу. Он не знает ни природу ртути, ни природу серы. Интуицией, подушками пальцев он помещает эти элементы в сосуд. И они сами входят в мутацию, сами трансмутируют и порождают некую вещь, находящуюся вне интеллектуального или
— У меня следующий вопрос навстречу такой аналогии с алхимиками: сам фильм для вас стал наблюдением какой трансмутации? Может, поделитесь
— Я говорил об алхимии не в том смысле, что фильм может стать темой трансмутации. Я говорил об атмосфере. Что такое атмосфера? Это удивительная вещь. Берёшь лицо на фоне стены или на фоне природы, и вдруг
В алхимии существовали алхимики и существовали суфлёры. Суфлёры — это люди, которые хотели получить золото на самом деле. А алхимик — это тот человек, который лишь стремился к золоту, потому что это преображение, происходящее в невидимом мире, на уровне духовности. Золото не получается из ртути. Так думают только суфлёры.
— Ещё одна проблема, о которой знают многие люди, работающие в кино в России, — это сама реальность, в которой мы живём. Она сопротивляется отражению. Реальность — она пластмассовая, ты её отражаешь, а она начинает лгать, подавать фальшивые коды. Поэтому обращаться с реальностью, в которой мы живём, нужно специфически.
Чётко выстроенная драматургия является одной из таких фальшивых зон для русского кинематографа. Так сложилось… Это очень долгий разговор, и
— Вы считаете, что, скажем, чешская, американская, английская реальности на сегодняшний день принципиально отличаются и легко поддаются кинематографическому воплощению в традиционных формах? То есть это только у нас уникальный, особый путь?
— Да, я так считаю.
— Почему тогда?
— Вы можете посмотреть огромное количество русских фильмов и… И если вы или
— Предложим другую гипотезу: возможно, виновата не реальность, а те, кто её отражает —кинематографическое сообщество. То есть чешское, американское, французское смогло выработать способ отражать свою реальность, а русское — не смогло. Реальность и там, и там сложно поддаётся отражению… Предложим такую версию, чем она хуже?
— Она проще. То, что вы говорите, обычно пишут в русских критических журналах о кризисе в кино, десятилетиями уже… И только в последние
— Ну а с документальным кино?
— Там работают только низкие сферы. Это такое условное разделение, как в средневековой культуре, на «верховые» и «низовые». А низовые сферы не подвергаются обесцениванию, инфляции. Если вы пойдёте сейчас снимать об
Давайте скажем ещё радикальнее. Существовала хроника. Вот Алишер Хамидходжаев снимал хронику, Питер снимал… Даю голову на отрез, что ни у одного режиссёра не получится сегодня снять хронику о Петербурге так, чтобы там не было фальши. Просто взять камеру, пойти и снять… Вот так и показать: «Это
Читайте также
-
Школа: «Хей, бро!» — Как не сорваться с парапета моста
-
Передать безвременье — Николай Ларионов о «Вечной зиме»
-
Кино снятое, неснятое, нарисованное — О художнике Семене Манделе
-
Высшие формы — «Непал» Марии Гавриленко
-
«Травма руководит, пока она невидима» — Александра Крецан о «Привет, пап!»
-
Нейромельес