Итоги-2016: Пётр Лезников
Словом года Оксфордские лексикографы назвали прилагательное post-truth, обозначающее такие обстоятельства, в которых при формировании общественного мнения объективные факты оказываются менее важными, чем апелляции к эмоциям и личным убеждениям.
● ● ●
Из рекламного ролика к фильму «Гипернормализация». Реж. Адам Кёртис, 2016.
● ● ●
Сюжетное кино зачастую строится на недостатке информации: кто-то не то сказал, кто-то не так понял, кто-то вообще не знал. А что если всё наоборот? Что если все всё знают, но всё равно делают, просто потому что так, как говорится, положено по сюжету?
● ● ●
Визуальный аналог слова «ванильный» — бледная картинка хипстерских видео.
● ● ●
Понял, что глупо говорить о смерти кино. Сначала люди напихали повсюду часы (часы на холодильнике — зачем?), теперь — камеры. (Цивилизация, где очень ценится время и визуальная информация.) Легко, например, представить, как скоро все вывески заменят на видеоэкраны. Так движущиеся картинки побеждают и растворяются в жизни.
● ● ●
Кино
«Девушка по вызову» (реж. Лодж Х. Керриган и Эми Саймец, 2016). О человеческом и нечеловеческом в мире, где смешались слова, вещи и люди.
«Неоновый демон» (реж. Николас Виндинг Рефн, 2016). Лаканианское джалло о взгляде и желании, о любви (?) к себе и к другому.
«Гипернормализация» (реж. Адам Кёртис, 2016). Убедительный агитпропфильм о ситуации, когда никто ни во что не верит, и, на самом деле, все всё понимают, (или ничего не понимают, что по сути — то же самое), и все боятся, что будет дальше, и всё как будто идёт по какому-то плану, и как будто бы этот план есть, но он не имеет отношения к реальности, и потому ничего не меняется, а будущего по-прежнему нет, потому что речь никогда не идёт об изменениях, но только об управлении финансовыми, человеческими и прочими ресурсами.
(It’s over now, the water and the wine; we were broken then but now we’re borderline.)
«Хорас и Пит» (реж. Луис Си Кей, 2016). «Inside Out» для взрослых — а как ещё представишь мозг, если не говорящим баром с постоянными гостями? История в том числе и о том, что когда всё замешано на родственных связях, кровь начинает густеть, бродить и портиться.
«Приглашение» (реж. Карин Кусама, 2015). О том, куда приводят мечты.
● ● ●
Книги
«Кое что из написанного» Эмануэля Треви, «Колыбельная» Даниила Данихнова (о том, как мы провели нулевые и десятые, а они нас), «Приморские партизаны» Олега Кашина, а также выпуск «Синего дивана» про снафф.
В следующем году жду «Заметки о кинематографе» Робера Брессона (издательство Rosebud) и «Бесконечную шутку» Дэвида Фостера Уоллеса (издательство «Астрель»).
● ● ●
Музыка
Альбом Stage Four группы Touche Amore.
● ● ●
Кадр из фильма «Приглашение». Реж. Карин Кусама, 2015.
● ● ●
Конечно, всё это уже было: внезапный приступ жестокости, в основе которой желание приблизить объект настолько, чтобы прорваться сквозь покровы и мясо к главному. (Снафф: наезд трансфокатора, когда видишь поры, и кожа крошится в пиксельный фарш.) Видеть всё, что невидимо — один из основных принципов нашей культуры. Но теперь всё это — на фоне тотальной апатии. (Знание — бессилие.)
Seeing more and feeling less, saying no but meaning yes.
Герой времени — социопат, — да, это так, и уже давно. Но раньше и Холмс, и Хаус выделялись среди своих более человечных коллег с их мелкими слабостями и особенностями (а в действительности среди более условных персонажей; социопат на экране — к нам ближе). Теперь социопаты все; ни сантиментов, ни ресентиментов, дорогая. (См. сериал «Девушка по вызову» или сериал с говорящим названием «Мистер Робот» или, наконец, «Западный мир», в котором встретились модные тренды последних лет — роботы! на! Диком! Западе!)
Но что если на самом деле, показывая казалось бы окончательную и полную дегуманизацию, мы хотим увидеть человеческое в бесчеловечных людях? Найти главное там, где на это не осталось никаких шансов, и всё уже точно по-честному? Can’t we give ourselves one more chance?
Абстракция — самое человеческое.
● ● ●
События
Отмена фестиваля Outline, выборы в Государственную думу РФ (рекордно низкая явка избирателей), смерть Дeниса Мурaвьёва и Екатерины Власовой.
Читайте также
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Голос Ирины Рубановой
-
Киномеханик — К 80-летию Анатолия Загулина
-
Уроки радости и боли Динары Асановой — О выставке в Доме культуры «ГЭС-2»
-
Как сберечь — нет ли средства, нет ли, нет ли, есть ли...
-
Синефильская Россия — Десятка лучших в моменте