Эссе

Наблюдение за простыми вещами


Комната 514. Реж. Шарон Бар-Зив, 2012

При первом знакомстве с израильским кинематографом создается впечатление, что режиссер (кто бы он ни был, главное, что еврейской национальности) не придумывает концепцию своего фильма, не конструирует ее на монтажном столе, а наблюдает жизнь такой, какая она есть, устанавливая камеры слежения на всем пути жизни своего героя, словно в микроскоп разглядывая каждое движение души и тела — сверху, снизу, с боку, по центру. Персонажи израильских фильмов и сами будто наблюдают за собой со стороны, отражаясь в близких людях или в совершенно незнакомых, разглядывая себя в зеркалах и витринах, в стеклах автобусов. Изображение множится, и повседневная жизнь, вроде бы дотошно зафиксированная в повседневном, оказывается лишь плодом воображения отдельно взятого человека. Разговор ведется о самом сокровенном и простом: любви и предательстве, взрослении, старости, смерти — о действительно таинственном, поскольку именно природу самых простых вещей и процессов человек не разгадал.

IMAGE[/img/blog/2013.04/israel_03.jpg][«Комната 514». Реж. Шарон Бар-Зив, 2012]

Фестивальная программа этого года интересна прежде всего характерным для израильского кинематографа подходом к теме, сюжету, герою. Скажем, пронзительный фильм актера Шарона Бар-Зива «Комната 514» о предательстве, политических интригах и душевной нечистоплотности. История дана через призму женского восприятия: героиня — военный следователь, будь на ее месте мужчина, было бы все проще, не так трагично. Обычное и человеческое в критических ситуациях начинает обрастать коростой страшного и противоестественного — но тут режиссер срезает эту коросту, помещая женщину в реалии мужских игр. Пытается изменить мужской мир агрессивной самоуверенности и героиня фильма Мэни Яэша «Соседи Бога», который выявляет противоречие идей нравственного совершенствования в хасидизме, который исповедуют герои-мужчины, и безнравственных методов, которые используются для насаждения «истинных» убеждений.

Вторая ночь. Реж. Рой Вернер

Характерным для израильского кино наблюдением за простыми вещами занята камера в фильме Роя Вернера «Вторая ночь». После случайного знакомства в баре молодые герои решают провести вместе ночь, но вот беда — негде припарковаться — нелепая случайность превращает банальное знакомство на одну ночь в сказочное, нежное, незабываемое приключение. (По стилистике фильм напоминает «Плюс один» Оксаны Бычковой. Пожалуй, стилистика ее фильмов во многом перекликается со стилистикой израильского кинематографа, но, скорее всего, непреднамеренно).
Снятое женщиной о женщине «Пятое небо» (реж. Дина Жи-Риклис) рассказывает о тринадцатилетней девочке-подростке, которая пережила войну и предательство матери. В детском доме она плетет совершенно недетские любовные сети, но при этом порочности и испорченности зритель не видит ни в одном кадре.

Обмен. Реж. Эран Колирин, 2011

Режиссер Эран Колирин уже принес славу израильскому кинематографу фильмом «Визит оркестра», который стал участником 35 международных кинофестивалей (смотреть всем и обязательно). В данной программе его фильм «Обмен» (участник основного конкурса 68-го Венецианского фестиваля) грустный, медитативный, настоящий. Смотришь и узнаешь в героях себя, веришь. Мы не умеем жить той жизнью, которая у нас есть, мы живем только в тех рамках, что сами себе придумали. Наши комплексы, страхи, иллюзии и представления убивают все настоящее, даже любовь. Главный герой замечательный физик и прекрасный муж, его зовут Одед, приходит домой в неурочное время и видит жену мирно спящей в совершенном одиночестве. И все, больше ничего. Этот пустяк ломает жизнь любящих друг друга людей. Колирин внимательно наблюдает за своим героем, фиксируя его движения, из раза в раз бессмысленные поступки на камеру. Человек придумал себе трагедию там, где ее не намечалось.

Пятое небо. Реж. Дина Цви-Рикли, 2011

Трагически безысходным, но ироничным получился фильм Асси Даяна «Доктор Померанц». Главного героя в нем играет сам режиссер. Театр абсурда, как если бы Вуди Аллен решил вдруг поставить «Доктора Фауста». Фильм обещает взрыв души и мозга для каждого хотя бы раз задумывался о том, что такое смерть и как достойно уйти из жизни, которая по мысли доктора Померанца случайна и бесцельна. И это психотерапевт, работающий в центре психологической поддержки самоубийц. После увольнения доктор понимает, что его сеансы не спасли еще ни одной человеческой жизни. Одиночество очень распространенная болезнь, и доктор начинает за отдельную плату предоставлять желающим расквитаться с жизнью свой балкон на двенадцатом этаже.

Соседи бога. Реж. Мэни Яэш, 2012

Что тут скажешь? Самым подобающий финалом тут могло бы послужить высказывание Бертрана Рассела: «Дураки и фанатики всегда уверены в себе, а умные люди полны сомнений». Безусловно, это наблюдение идеально описывает и психофизическое пространство израильского кинематографа.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: