Инфантилы


Неоконченная пьеса для механического пианино, 1976, реж. Никита Михалков

Афоня"Афоня", 1975, реж. Георгий Данелия;
Платонов"Неоконченная пьеса для механического пианино", 1976, реж. Никита Михалков;
Илья Ильич"Несколько дней из жизни И. И. Обломова", 1979, реж. Никита Михалков;
Сергей Макаров"Полеты во сне и наяву«, 1982, реж. Роман Балаян

Полеты во сне и наяву, 1982, реж. Роман Балаян

В сценарии его звали Сергей Макаров, в кино он так и остался Олегом Янковским. Как десятки других его героев, имена которых никак не вспомнишь, зато без труда представишь лицо, походку, улыбку: тонкая выпуклая волна с алмазной булавкой в уголке (то ли укол иронии, то ли блеск слезы). «Полеты во сне и наяву», вышедшие в начале 80-х, подводили итог прошедшего десятилетия. Помимо своих предыдущих несказанных персонажей, Олег Янковский стоял на плечах обленившихся сантехников, располневших и подурневших дворян, тунеядцев, мечтающих укатить в отпуск в сентябре, дантистов с детской фантазией. Плохих хороших людей, которые могли внезапно прокричать «мне тридцать пять лет!» и тут же разбавить монотонную реальность каким-нибудь неуправляемым выпадом.

Афоня, 1975, реж. Георгий Данелия

Афоня и Обломов грезили детством, мучительно и без толку пытаясь дотянуться до «потерянного рая» (что иллюстрирует последний кадр из «Нескольких дней...», где мальчик бежит по траве и никуда не прибегает). Афанасий надевал на свое взрослое лицо смешную детскую улыбку, Илья Ильич, насупившись, плакал, выкрикивая имя Штольца. Платонов обрывал «Неоконченную пьесу...» всхлипываниями в объятиях жены, Сережа Макаров зарылся в стог сена, свернувшись комочком. Так опускали руки герои, утомившись держать в одной безразличие, в другой — иронию,
и прикрывать ими лицо. В отсутствие всякой маски человек становится ребенком — ранимым, честным, беззащитным. Когда станет страшно и холодно — ребенок примет ту позу, в которой он еще мог решить, появляться ли ему на этот свет. Герой Янковского засыпает себя землей, и та его принимает.

Несколько дней из жизни И. И. Обломова, 1979, реж. Никита Михалков


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: