Рецензии

Мертвый лес — «На Западном фронте без перемен» Эдварда Бергера

Четыре награды Американской киноакадемии, семь — Британской, глобальный онлайн-релиз на Netflix и безоговорочная хвала. Гул давно затих, и можно разобраться, какой получилась первая немецкая экранизация бессмертного романа Эриха Марии Ремарка. За нелегкую задачу взялась Алина Рослякова.

«На Западном фронте без перемен». Реж. Эдвард Бергер. 2022

Весна 1917-го. Третий год продолжается мировая война. На Западном фронте ничего нового: трупы и слякоть. Короткие атаки и долгие сборы тел по полям, нудные, как три заевших ноты. С фронта в Германию ползут грузовики: везут тюки с обмундированием. Форму нужно выстирать, высушить, зашить, чтобы как новенькую выдать новобранцам. По коридорам прачечных катятся тележки, растекается кровавая вода, в швейных цехах монотонно стрекочут машинки, фройляйн прокладывают ровные строчки. А в немецких гимназиях тем временем стучат барабаны.

Розовощекие гимназисты, семнадцатилетний Пауль Боймер и его одноклассники, рвутся в герои. Директор вдохновляет их немедля записаться добровольцами в ряды Германской имперской армии.

«На Западном фронте без перемен». Реж. Эдвард Бергер. 2022

«Вы находитесь на границе перемен. Запомните этот момент! Вы — железная молодежь Германии. Любые нерешительность и колебание — это предательство Родины! Вы должны доказать, что достойны своей формы, и прорвать фронт во Фландрии. А уже через пару недель вы будете пировать в Париже! Будущее Германии лежит в руках ее величайшего поколения. Это поколение — вы! В бой! За кайзера, за Бога, за Отечество!»

Всеобщее «ура!», быстрые сборы, и вот уже грузовики ползут обратно на фронт: везут новобранцев. Ребята узнают, что на фронте в ходу совсем другие речи, когда хирург-майор отбирает грузовик у их командира: «Засуньте в жопу свой приказ. У меня тут сорок человек подыхает в грязи». Здесь ничего нового: слякоть и трупы.

Снимать о Первой мировой всегда было сложно. Намного сложнее, чем о любой другой
«На Западном фронте без перемен». Реж. Эдвард Бергер. 2022
«1917» — Декорации военных действий «1917» — Декорации военных действий

«На Западном фронте без перемен» — самый известный роман Ремарка — на его родине не экранизировался ни разу. Обе предыдущие экранизации были англоязычными: оскароносный голливудский фильм Льюиса Майлстоуна появился в 1930-м, через два года после публикации, а телеверсия Делберта Манна — в 1979-м. Новую версию выпустил сервис Netflix, формально это международное производство, но режиссер — немец Эдвард Бергер, а главные роли исполняют немецкие и австрийские актеры. Герои романа наконец говорят с экрана на немецком языке. Это один из самых дорогостоящих европейских проектов платформы, он создавался как военный блокбастер, сопоставимый с «1917» Сэма Мендеса, и получился почти таким же эффектным. А к моменту премьеры оказался еще и злободневным, так что встретили его соответствующе. Но что именно он рассказал о войне?

Иногда на высоких ветках повисают разорванные трупы; деревьям все равно

Снимать о Первой мировой всегда было сложно. Намного сложнее, чем о любой другой. Она была чудовищна не только абсурдной одержимостью, с которой в нее ввязались европейские нации, но и вязкостью, бессобытийно поглощающей миллионы жизней. «Вскоре после начала военных действий в октябре 1914 года Западный фронт превратился в позиционную войну. К ее концу в ноябре 1918 года линия фронта почти не сдвинулась. Там погибло более трех миллионов солдат, зачастую в боях за несколько сотен метров земли», — гласит финальный титр фильма Бергера. На каждую сотню метров — сотни трупов; земля — человеческий перегной. В нем прокладываются новые окопы, больше ничего не происходит, окопной войне не видно конца.

В романе Пауль погиб в октябре 1918-го. «В один из тех дней, когда на всем фронте было так тихо и спокойно, что военные сводки состояли из одной только фразы: „На Западном фронте без перемен“». Смерть героя Первой мировой, любая смерть любого героя, всегда случается в один из тех дней. И ни в одном из них нет сюжета.

«На Западном фронте без перемен». Реж. Эдвард Бергер. 2022

Ремарк писал о фронте изнутри, смотрел на войну взглядом немецкого солдата, побывавшего там, так что его герои сразу чувствовали себя «старыми служаками»: с момента их записи в добровольцы прошел целый год, а они всё еще были живы и уже знали, как вкусна двойная порция супа, полученная из-за гибели половины роты. Герой почти не менял тона, рассказывая о том, как долго жарится ароматный гусь, украденный в птичнике полкового штаба, как медленно выкашливают внутренности солдаты, слишком рано снявшие противогазы во время газовой атаки. Так образ войны постепенно, страница за страницей пробивался сквозь фронтовые зарисовки, прибаутки и болтовню о лепешках из брюквы.

В зеркальной галерее ровных стволов проложены траектории массовых смертей

Увы, кино слишком требовательно к ритму и монтажу, слишком механистично, оно едва ли выносит вязкую блеклость, оно лишено спасительной функции прямой речи и требует фокусировки взгляда. Поэтому каждому, кто брался за тему Первой мировой, приходилось решать, как именно обеспечить сюжет, не упустив материал. Например, Пабст в «Западном фронте 1918», своего рода вольной интерпретации «На Западном фронте без перемен», делегировал взгляд статичной камеры, безучастно фиксирующей хаос войны, идеальному солдату, то есть мертвецу. Но сюжет обеспечивали живые герои: солдат, не выстреливший в любовника жены, другой солдат, самовольно сбежавший к француженке, француз, перекрывающий монотонный стрекот пулеметов долгими стонами боли. Майлстоун строил повествование на несовпадении между представлениями школьников о войне и тем, что невозможно вообразить. А Мендес в «1917» подчинил череду фронтовых скетчей одному приему, снимая войну единым планом, от «первого лица» простого солдата, бегущего с заданием через весь фронт.

«На Западном фронте без перемен». Реж. Эдвард Бергер. 2022

Создатели новой версии «На Западном фронте без перемен» тоже придумали, чем обеспечить «перемены». Ввели сюжетную линию, отсутствующую в романе Ремарка: дипломатическую. Фронтовые будни монтируются с переговорами немецкой команды во главе со статс-секретарем Матиасом Эрцбергером и союзниками во главе маршалом Франции Фердинаном Фошем в Компьенском лесу под Парижем в ноябре 1918-го. Это взгляд не солдата и не изнутри. Бергер отталкивается от того, что у нас есть историческая привилегия: знание, что та мировая война — только Первая, что Вторая появилась на горизонте в момент подписания перемирия, унизительного и позорного для Германии.

Юнцы быстро соображали, что к чему, но вынужденно обменивались в окопах банальностями: «Я не так себе все представлял»

Создатели знают, что Эрцбергера в 1921-м ждет смерть от рук нацистов, что нацисты сыграют на немецкой жажде реванша, что во Вторую мировую погибнет уже не 17, а 65 миллионов человек. Бергер в своих интервью говорил о том, как опять слышна риторика мировой войны, хотя на момент съемок в 2020-м еще не знал, насколько близки новые руины в Европе. «На Западном фронте без перемен» снят со столетней дистанции по отношению к Первой мировой и снят в Германии. То есть, о чем режиссер, конечно, тоже говорил, — в стране, где от обеих мировых войн остались только чувства «вины и стыда».

«На Западном фронте без перемен». Реж. Эдвард Бергер. 2022

Экранный мир виден создателям со всех сторон, особенно хорошо — сверху. Такой подход определил в фильме все.

Если в «1917» камера неотрывно следила за солдатом, цеплялась к нему как к проводнику, то здесь камера, наоборот, — вездесуща. Взгляд с высоты человеческого роста — всего лишь один из доступных ей. Все точки съемки — от прямого взгляда снизу до прямого сверху — заданы в первой же раскадровке, и это раскадровка леса.

Любой лес здесь — Компьенский, но ему нет дела до того, что он стал местом, где случилась самая позорная капитуляция в истории. В зеркальной галерее ровных стволов проложены траектории массовых смертей. А сам лес предвечен, как романтический ландшафт, подсвеченный заревом войны на сверхобщем плане. Фильм начинается с этого леса, холодного и тихого. Через него мы попадаем на фронт, и под взглядом летящей камеры война пробуждается с разрывами снарядов, сбивающих корку льда с поля боя. В этом лесу французский мальчишка, мстя за дважды разворованный птичник, пристрелит немецкого солдата Катчинского (в романе Кат умирал от прилетевшего в голову осколка, пока Пауль нес его к медицинскому пункту, но ради сцены возмездия в лесу создатели фильма заставили героев еще немного помародерить). Этим же лесом фильм заканчивается.

Если всевидящая камера подчиняет пространство войны, то время войны тоже оказывается под ее контролем
«На Западном фронте без перемен». Реж. Эдвард Бергер. 2022

В глубине леса скрыты лисьи норы; он живет своей жизнью и дышит, а залпы отзываются в нем едва различимыми шорохами. Иногда на высоких ветках повисают разорванные трупы; деревьям все равно. Это подлинное фаталистское пространство поддерживает метод, которым сделан фильм. Камера отстранена от людей, она равнодушна и властна по отношению к ним, ее власть даже более масштабна и всеобъемлюща, чем этот лес. Она на все направляет какой-то фаустовский взгляд, и именно под ним размораживаются и застывают обратно моменты истории.

Все люди здесь, от статиста до звезды, от новобранца до генерала, — всегда объекты

Во время первой атаки камера привязывается к какому-то солдату, следуя за ним сквозь бойню. Уже через пару минут посиневший мальчишка лежит среди гор трупов, а выжившие закапывают гробы и методично собирают в кучи ботинки, рубашки и винтовки, загружают в грузовики кровавые тюки. У мальчика даже есть имя, его зовут Генрих. Камере не составило труда проследить путь рубашки с нашивкой «Генрих» от поля боя до пункта записи в добровольцы, где эту нашивку удивленно замечает Пауль, получив форму. В ремонтной мастерской камера нашла эту нашивку с точностью снайпера. Имя нужно лишь затем, чтобы показать: именно его место займет Пауль в результате работы конвейера по превращению мальчиков в трупы. Пауль — это всего лишь следующий Генрих.

С несколько немецкой безжалостностью создатели отсекли или рационализировали все эпизоды романа, где проявлялась излишняя человечность. Сцену с двойной порцией супа они перенесли в финал, в хаос последних дней войны, сделали частью организованной вакханалии. Знакомство с французскими девушками развернули на пасторальном пейзаже и оставили от этих приключений только шарфик, пошедший по рукам. Убрали учения и сразу перебросили школьников на фронт, под шуточки командира в духе сержанта Хартмана из «Цельнометаллической оболочки». Юнцы быстро соображали, что к чему, но вынужденно обменивались в окопах банальностями: «Я не так себе все представлял».

«На Западном фронте без перемен». Реж. Эдвард Бергер. 2022

Вообще-то неизвестно, что и как они представляли. Дома они несколько секунд улыбались по поводу и без, как милые куколки, и кричали «Ура!» А на фронте — просто ломались. Даже Пауль не получил ни минуты на то, чтобы просто побыть человеком. Для этой роли, как и для ролей всех мальчиков, нашли чистое, неизвестное лицо. Австрийский театральный актер Феликс Камемер мог бы стать Паулем, которого мы не знали. Но ему разрешалось блестяще играть все оттенки смерти, и ни одного — жизни. Поэтому он сыграл не Пауля, а следующего Генриха, идеальный ходячий труп. Те же, кто подписывает бумаги, — такие же куклы, просто подороже, будь то Эрцбергер или генерал Фридрихс. Все люди здесь, от статиста до звезды, от новобранца до генерала, — всегда объекты.

Конвейер войны оказывается неотличим от процесса создания антивоенного фильма

Разница между одними и другими обнаруживается не в способе существования, а всего лишь в стилизации. Шикарные декорации генштаба и поезда первого класса идеальны, как белые яички на завтрак офицерам или черная лоснящаяся шкура генеральского пса. А солдаты стилизуются войной как сверхъестественной фактурой грязи и крови. Сцена Пауля с французским печатником, убитым им в воронке на ничейной земле, напоминает не столько военный фильм, сколько фантастику, это почти «Одни из нас». Пауль стилизован войной под мутанта из постапокалипсиса. А идеальным образом смерти становится улыбчивый мальчик по имени Людвиг Бем, погибший под обстрелом в первый же день и глядящий стеклянным глазом мертвеца прямо из земли, более не нуждаясь в своих смешных очках. Фильм, в том числе, номинировался на «Оскар» за грим. Лицо мертвого Людвига Бема — шикарный грим. Стоит ли плакать по Людвигу Бему?

Гротескная жестокость «На западном фронте без перемен» сочетается с сантиментами, порой неприличными даже для Netflix. В одной сцене под адские крики раненым ампутируют ноги ржавыми напильниками. В другой солдаты несутся по заснеженной деревне под хоральную прелюдию Баха, будто украли яйца из Соляриса. А драматургия человеческих отношений упрощена до конспекта. Поэтому когда создатели желают напомнить, что мы смотрим на убитых школьников, получается только юношеский пушок над губой. Зато когда фильм показывает безличное торжество смерти — под дребезжание трех нот Фолькера Бертельмана, переходящее в марш, — происходящее обретает жуткую цельность.

«На Западном фронте без перемен». Реж. Эдвард Бергер. 2022

Фильм идет больше двух часов, и все это время отдано зрелищу войны. Танки, проступающие из желтого дыма, сжигание немецкого солдата огнеметами, зарево сигнальных ракет, ржавый чад боя, окрашивающий землю и небо, улицы, пылающие в предвкушении конца времен, — все это завораживает, как и экспозиции из шестидесяти мальчишек, отравленных газом, пустынные зимние ландшафты оккупированных земель Шампани или руинированные декорации. Награды, доставшиеся оператору Джеймсу Френду и художникам Кристиану М. Гольдбеку и Эрнестин Хиппер, справедливы без оговорок. Все 20 миллионов долларов бюджета потрачены с блестящим результатом.

Если всевидящая камера подчиняет пространство войны, то время войны тоже оказывается под ее контролем. Дипломатическая линия, начавшаяся 7 ноября и закончившаяся 11 ноября 1918 года, синхронизирована с окопной. К финалу, когда отсчет идет уже по минутам, становится ясно, чем такая точность обернется для героев романа. Эрцбергер подписывает перемирие, которое должно вступить в силу в 11 часов утра. Это не устраивает немецкого генерала Фридрихса, который считает, что правительство предало его Родину. Время фильма отбивается на его напольных часах. В 10:45, за 15 минут до наступления мира, он собирает солдат и отдает приказ наступать. Финальная атака немецких смертников на расслабившихся союзников — одна из самых гипнотических сцен, когда-либо созданных в военном жанре. Конечно, она, как и все предыдущие, не приведет ни к чему, кроме трупов. Но в этой организации повествования нет места для случайности, и конвейер войны оказывается неотличим от процесса создания антивоенного фильма.

Вечная война, судя по этому фильму, — это бесчеловечно и нудно, но зато чертовски красиво
«На Западном фронте без перемен». Реж. Эдвард Бергер. 2022

Как современный блокбастер о Первой мировой, «На Западном фронте без перемен» похож на «1917». У Мендеса метод и стиль тоже настолько подчиняют материал, что его специфика пропадает. Война как череда зрелищных скетчей по-голливудски драматургична именно потому, что съемка от первого лица заранее обеспечивает успех миссии. Но Мендес, играя в поддавки, тем самым сохранял своему герою жизнь. Тогда как создатели «На Западном фронте без перемен» ведут Пауля по проложенному ими же пути к его эффектной гибели.

Пауля убьют вовсе не «в один из тех дней» в октябре, а 11 ноября, в единственный день, когда произошли перемены. В нужном месте в нужное время, в окопах союзников, секунда в секунду, когда перемирие вступит в силу. Немецкий фатализм, адаптированный под зрителей Netflix, превращает смерть героя в сверхцель, в кульминацию зрелища.

Предполагается, что место самого Пауля тоже займет какой-то новобранец. Вероятно, когда война продолжится. Сквозным образом войны, которая не кончается, а только замирает до следующего приказа, — становится сбор жетонов с именами. В финале солдаты опять собирают их со сломанных кукол-товарищей. Корка льда в начале была сбита только для того, чтобы поднять этих мертвых немецких мальчиков и заставить их опять воевать, на все миллионы бюджета. Потом оставить их собирать жетоны, а самим взлететь над лесом. Новый «На Западном фронте без перемен» — это взгляд на войну с высоты прошедшего столетия. Прискорбно, но на этой высоте «вина и стыд» обернулись гордыней.

«На Западном фронте без перемен». Реж. Эдвард Бергер. 2022

А предвечный Компьенский лес, холодный, как изморозь глаз и дорогой объектив, вместит все 17 миллионов погибших в Первой мировой и все грядущие миллионы. Ведь вечная война, судя по этому фильму, — это бесчеловечно и нудно, но зато чертовски красиво. Как желтый дым, грим Людвига Бема и труп на ветке. Остальное — просто сантименты.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: