Эссе

Надежда Кожушаная: Я — пас!

1993 год. Надежда Кожушаная размышляет, как писать и говорить о войне на примере картины «Нога», автором сценария которого она была. Это эссе было написано для журнала «Искусство кино» и вошло во второй том собрания сочинений Кожушаной, изданного «Сеансом».

Одним из извращений в истории советской политики была история с островом Даманским, если вы помните.

Photo Зеркало для героя. Том 2. Простое число купить

Мне было совсем немного лет, когда в нашем доме в гостях появился мальчик, вернувшийся с острова Даманского.

Он никого не убил там.

Он лежал в засаде (простите, я путаюсь в военных терминах), и его, мальчика, прошило автоматной китайской очередью. Всего.

Ногу. Живот. Руку. Плечо.

Он пришел к нам найти и нашел во мне уникального сострадальщика. Достоевский бы воскрес от зависти, если бы узнал, как я умею сострадать.

Я выплакала все имевшиеся слезы.

Две недели мы гуляли с Мальчиком по улицам. Я ходила с ним в больницу, на уколы. Слушала. Я забросила учебу, первую любовь, «дела» и прочее, потому что не сострадать было невозможно.

Мальчик исчез.

Я вернулась к учебе и первой любви.

Мальчик появился вдруг, через паузу. С предложением мне руки и сердца.

Я, естественно, отказалась. Видимо, слишком естественно:
— Ты что: с ума сошел? Нет, конечно.

Отказалась так же естественно, как сострадала.

Мальчик избил меня.

«Нога». Реж. Никита Тягунов. 1991
Это извращенное уничтожение детей. Наших.

У меня есть пять знакомых убийц, несколько знакомых уголовников, воров. Много алкоголиков. Большая компания «групповых насильников». Они уважают меня, потому что я умею слушать.

Я умею слушать.

Я не знаю того, что знают они. Мне — интересно. Мне — важно.

Но некоторые из этих знакомых иногда почему-то требуют от меня немедленного ответа. И требуют ответа всегда при людях.

(Кстати, надо будет подумать, почему — при людях.)

Мальчик бил меня при людях. К счастью.

Мальчика — оттащили. Меня — отобрали.

И вот тогда я впервые в жизни ужаснулась от мысли, что сострадать — нельзя.

В той истории, с островом Даманским, наши Мальчики почти не убивали.

Там — убивали их. Калечили — их. Уничтожали — их.

Афганистан страшнее, потому что там убивали наши Мальчики тоже.

Мы с Никитой Тягуновым — режиссером фильма «Нога» — влезли по уши в Афганистан.

Мы — познали.

Поверьте, это знание не дает силы. Это знание — разрушает. Я жива, может быть, потому, что у меня — дочь. Мне нельзя кончать жизнь самоубийством от отчаяния.

Но открытый перелом на сердце остался. Я не знаю, что с ним делать. Истерика.

«Нога». Реж. Никита Тягунов. 1991
Афганский синдром Афганский синдром

Самое страшное на свете для живых — это осознание собственного бессилия. Такого осознания такого бессилия я не испытывала никогда раньше.

Я не хочу больше испытать такое бессилие.

Снимать Афганистан как войну — это преступление. Потому что, если снимать Афганистан как войну, получится, что это была война.

Афганистан — не война.

Это извращенное уничтожение детей. Наших.

Тех из детей, кого не убили, сделали убийцами. Калеками. Идиотами.

И отправили жить дальше.

Я — не врач и не волшебник. Если бы я умела наращивать ноги, руки и мозги, я отдала бы этому всю свою оставшуюся жизнь.

Нельзя представлять, но представьте на секунду:

Мальчик — без ног.

Мальчик — без рук.

Все, больше не представляйте.

Афганистан — это не тема для искусства.

Может быть, скоро родится какой-нибудь новый апокалиптик (ненавижу апокалиптиков) и напишет об этой войне полотно пятьдесят на сто миллионов метров. Пусть. Потом.

Попозже.

Сорок процентов Мальчиков, которые считаются раненными в Афганистане, — это сумасшедшие. Потому что, если Мальчик читал больше двух книжек в своей жизни, попав туда, он сходил с ума.

«Нога». Реж. Никита Тягунов. 1991

Еще пример. Случай известный, поэтому можно рассказывать.

В жизни не должно быть места подвигу В жизни не должно быть места подвигу

Лейтенант, Герой Советского Союза, возвращавшийся из Афганистана, был остановлен таможней.

Таможня разглядела второе дно в чемодане Лейтенанта. Чемодан вскрыли.

Второе, потайное помещение чемодана было до отказа забито ушами, которые Герой Советского Союза отрезал у афганцев, складывал тайно, чтобы привезти домой. Как гордость. Как победу.

Конечно, он попал в сумасшедший дом.

Наверное, его вылечили.

Дай Бог ему выжить и жить.

Но скажите: разве можно такое делать с детьми?

Ведь он — Мальчик. Сын.

Смешно говорить об интеллигентности, когда речь идет об Афганистане.

Человек, который снимает Афганистан как войну — с битвами и выстрелами!!! — или идиот, или дешевка. Может быть, он не знает материала. Может быть, у него просто нет детей. Такое тоже может быть.

Дай ему Бог детей.

Чтобы он не унижал тех детей.

Я бесконечно благодарна Никите Тягунову: в работе над фильмом он брал на себя самое страшное. Он общался с воинами-афганцами. Он общался с людьми, которые «занимались» Афганистаном.

Никита был одним из самых интеллигентных людей нашей великой сраной страны.

Он берег меня, потому что был мужчиной.

Таких, как Никита, осталось сейчас, быть может, двадцать четыре — двадцать пять человек на всю страну. На всех.

Смешно говорить об интеллигентности, когда речь идет об Афганистане.

Никита — сделал.

«Нога». Реж. Никита Тягунов. 1991

Консультировали нас настоящие воины-афганцы. Без ног.

Никита снял их в фильме. Они — настоящие. Они рассказывают свои собственные истории.

В титрах фильма было написано: консультанты — рядовые такой-то, такой-то, такой-то.

Никиту заставили убрать из титров слово «рядовые».

Ему сказали, что это «понт».

Меня не было в Москве, иначе слово «рядовые» никакая скотина не заставила бы убрать из титров.

Я очень боялась их, рядовых консультантов, потому что один из несложных выводов фильма «Нога» очень несложен:

— Да, ты — калека. Но ты — убийца. Иди и застрелись.

Это не мой вывод.

Так получилось.

На эту тему кокетничать нельзя.

Такой вывод.

Человеку дано счастье забывать.

Рядовые консультанты посмотрели фильм, вышли бело-зеленые. Долго молчали и сделали две замечательные вещи:

1. Предложили выпить с ними водки. От водки мы отказались.

2. Выдали стопку бумажек с телефонами и сказали:

— Если кто-нибудь обидит вас или фильм «Нога» — звоните.

И уехали.

Никита — умер.

У меня нет этих телефонов.

Я никогда не буду просить защиты.

Но я счастлива тем, что наши рядовые консультанты почувствовали мою бесконечную и бессильную нежность к ним.

Я — не врач и не волшебник. Если бы я умела наращивать ноги, руки и мозги, я отдала бы этому всю свою оставшуюся жизнь.

Я — не умею.

Поэтому я прячусь от них. От всех.

Какое счастье: у них есть свои общности. У них есть машины. Какие-то приспособления. У них есть жены и дети. Дай им Бог всего, чего они захотят. Самого лучшего.

Но я — пас.

Когда я вижу на улицах воинов-афганцев, поющих песни об Афганистане, — я ухожу.

Я — женщина. У меня мало нервов.

В сценарии фильма «Нога» не было сцены убийства Рыжего.

Сцену потребовали.

Я сказала Никите, что никогда в жизни не буду придумывать извращенное убийство.

Никита ходил, звонил, расспрашивал.

«Нога». Реж. Никита Тягунов. 1991
В отсутствие легенды В отсутствие легенды

Никита принес мне пять вариантов убийств. Не военных. Не в битве. Так убивали мусульмане наших Мальчиков там.

Человеку дано счастье забывать.

Я забыла три из предложенных пяти настоящих убийств. Одно, четвертое, «интеллигентное», вошло в фильм.

Пятое сидит у меня в голове, и я когда-нибудь сойду с ума окончательно от осознания этой сцены.

Такого нельзя делать с людьми.

Людей нельзя резать на куски.

Людям нельзя отрезать головы.

С людей нельзя снимать кожу.

Мальчикам нельзя выкалывать глаза и отрезать член.

Людей надо рожать.

Людей надо целовать в пятки, пуп и губы. Людям надо давать возможность выбора, иначе люди станут животными.

Из людей не надо делать животных.

Говорят, что мужчина создан для войн.

Думаю, что это — неправда.

Мужчина нежнее женщины.

Потому что мужчина — не рожает.

Рожает женщина.

Ничего бесстыднее и жесточе родов на этом свете еще не придумано.

На том — не знаю.

Посмотрим.

Всем своим бесстыдством отвечаю за каждое вышенаписанное слово.

Бесстыдство родов давно возведено в святость.

А вдруг один из тех, кого уничтожили в Афганистане, был рожден святым?

А вдруг — не один?

«Нога». Реж. Никита Тягунов. 1991

Чудный кинематографический Немец сказал, что фильм «Нога» — это лучший антивоенный фильм мира. Если это так — я счастлива.

Ненавижу Афганистан.

Знать не хочу.

Всё.

Тема закрыта.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: