«Униженные и оскорбленные». За Вагнера обидно
«Униженные и оскорбленные». Реж. Марина Разбежкина. 2016
— У вас как у визуала и аудиала были
Марина Разбежкина:
Алексей Сысоев: По большому счету не было, хотя внемузыкальные вещи меня пугали.
М.Р.: Внемузыкальные — это какие?
А.С.: Вещи, связанные с текстом. Потому что для меня как для композитора и музыканта изначально это было не главное.
— Вы имеете в виду то, что текст кантаты появляется на экране?
М.Р.: Мы очень долго не понимали, что делать с текстом, потому что ухом я его не слышала. И это было достаточно тяжелое эмоциональное состояние, так как я не могла понять, то ли у меня физические проблемы с ухом, то ли здесь
— Но ведь, насколько я понимаю, в этом и была изначальная задача — растворить слова в музыке.
А.С.: Я бы сказал, что текст играет здесь не главенствующую роль, но и не подчиненную — это один из элементов звучащей материи. Он существует наравне со звуками бокалов.Это все строительные материалы пьесы. Можно его игнорировать, можно к нему прислушиваться.
— Когда кантата звучала в Театре.doc, зрителям раздавалась партитура?
А.С.: Да.
— Значит, изначально предполагалось, что ухо не способно правильно расслышать, собрать из звуков слова и зрителю необходима опора в виде текста?
А.С.: Сложный для меня вопрос. Когда я это придумывал, я не мог гарантировать, что все будет слышно. В некотором роде это зависит от исполнителя. Например, у Маноцкова или у Пильчена текст очень четко артикулирован. У других — хуже. Это не плохо и не хорошо. Конечно, нужно тексты раздавать.
«Униженные и оскорбленные». Реж. Марина Разбежкина. 2016
М.Р.: Например, рефрен кантаты, «Гнусные духовные уроды», поется не 20 секунд, а минуту, две, три, растягиваясь по исполнителям. Мы никак не могли понять, как нам сообщить этот текст слушателям, чтобы они его действительно услышали. Самое простое, к чему мы пришли, — просто разместить фразу в физическом времени, не растягивая ее. Я зачитаю сейчас примечание к партитуре: «Если по
— То есть у них было именно этическое сопротивление тексту?
А.С.: Да… Иногда бывало так, что я первым вступаю. И у меня первая фраза, я извиняюсь, «Чмо бескультурное». Я вот сейчас спокойно это произношу, а на сцене мне немножко неловко. Я действительно борюсь с собой.
М.Р.: Это еще и потому, что музыка красивая
— Мне казалось, в этом и была задумка: сочетать такую хрупкую, минималистичную музыку в стиле Мортана Фелдмана с грубым текстом, гласом народа, как он есть.
А.С.: Это идея от противного. Здесь три главных пласта: первый —
— Получается, у вас возникло внутреннее сопротивление вашему же концепту.
А.С.: Да, я сам его придумал и сам страдаю.
М.Р.: И это честно. Потому что если бы это исполнялось как чисто концептуальная музыка, все было бы грубее, прямее и обращено туда, навстречу этой толпе. А здесь,
— Чего не скажешь о вас, Марина Александровна.
М.Р.: Да, я даже удовольствие от этого получаю. А Лёша совсем другого порядка. У него борьба другого рода — тоньше, она внутри.
А.С.: Не хотелось из этого делать ни гротеск, ни публицистику.
— Вы вообще за глас народа? Вам он интересен?
М.Р.: Понимаете, это же штука такая хитрожопая — глас народа. Ну, а мы кто? Мы же тоже народ. Но мы, наверное, народ, который выражает себя индивидуально. Глас толпы мне никогда не интересен, потому что, мне кажется, толпа не права всегда, даже если она вроде бы права. Я
А.С.: Возможно ли такое — приятная, интеллигентная толпа?
«Униженные и оскорбленные». Реж. Марина Разбежкина. 2016
М.Р.: Ну ведь было такое. Есть сопротивленцы, мы их всех знаем. И по отдельности они зачастую очень славные. А когда они выходят все вместе,
А.С.: Ведь я брал много реплик из форума ClassicalForum. Возможно, я даже учился с этими людьми в консерватории. Наверное, часть цитат там действительно принадлежит проплачиваемым троллям. Но есть ведь и искренние высказывания.
М.Р.: Во многих из нас есть такое, о чем мы даже не подозреваем. Например, один из самых моих любимых режиссеров (я не хочу, чтобы прозвучало его имя), очень тонкий, умный человек, совершенно становится одноклеточным, когда речь заходит о
— Алексей, в интервью Colta.ru вы говорили, что тексты, которые вы используете, не связаны с религией. При этом там постоянным рефреном звучит: «Попробовали бы вы это спеть в мечете»
А.С.: Просто это уже стало мемом. То, что там несколько раз упоминаются «мечеть», «Грозный», говорит лишь о том, что таких «аргументов» было высказано больше.
— Изначальным толчком для создания этого произведения послужил «Тангейзер», точнее реакция оскорбленной публики на него, но там ведь также звучат обрывки других скандалов?
А.С.: Это все параллельно было.
М.Р.: У Лёши есть музыкальный цикл «Некоторые истории или их отсутствие». «Униженные и оскорбленные» — часть первая. Вторая — «Для десяти разъяренных мужчин». Третья — «Агон». И все это касается борьбы. Получается, неборцовский, тихий Лёша написал уже три борцовских произведения.
А.С.: И сейчас пишу четвертое на слова замечательного поэта Павла Арсеньева. Везде используются актуальные тексты: или это слова современных поэтов, или вообще документальные тексты. Я выделил специальную нишу для борьбы. Приходится жить в борьбе. В «Униженных и оскорбленных» — это прежде всего борьба с самим собой: тяжело слушать три часа, тяжело исполнять.
— Как вам кажется, камера облегчает восприятие музыки?
М.Р.: Сейчас будет высказывание чистого визуала. Мне без изображения очень тяжело
«Униженные и оскорбленные». Реж. Марина Разбежкина. 2016
— То есть вы снимали все одним дублем? Сколько было камер?
М.Р.: Снимали семью камерами, сразу. Музыканты не смогли бы абсолютно точно повторить кантату.
— Почему снимали не в Театре.doc?
М.Р.: В Театре.doc акустика для исполнения музыки не подходит. Мы искали очень долго, бродили по всяким подвалам. Было много вариантов, пока мы не дошли до Трехгорки и не увидели этот грандиозный зал. Он огромный, и там вроде все такими маленькими казались, но там замечательная акустика. Для меня было также важно, что он вертикально связан с большой историей.
— У вас ведь под конец фильма даже возникают изображения ткачих.
М.Р.: Да, и Сысоев все напрягался по этому поводу. Но мне они страшно нравятся. Мне очень важно было увидеть то время, которое прошло. Все исчезло, и сюда, в этот зал, может быть посажено все, что угодно. Перед нами там была
— В программке написано, что в качестве визуального референса вы использовали «Тайную вечерю».
М.Р.: Это у Лёши изначально было. По крайней мере, я это увидела у него, хотя ему про это неловко говорить. Да и мне тоже, потому что совсем не хочется таких точек отталкивания или прямых ассоциаций. Не хочется искать, куда исчезла тринадцатая фигура и кем она была. Но уже первая рассадка в Театре.doc — вдруг
А.С.: Когда мы смотрели первый раз, во мне еще более укрепилось ощущение, что этот ткацкий цех похож на катакомбы, где собирались первые христиане. Полусумрак и уходящая вдаль перспектива…
«Униженные и оскорбленные». Реж. Марина Разбежкина. 2016
— Музыкальный критик Артем Рондарев, размышляя на тему того, почему в России люди не умеют слушать музыку, писал, что мы страдаем от нормативности, которую до сих не переварили после советского прошлого, где была четкая иерархия, поклонение авторитетам, понятным величинам. У вас в кантате звучит фраза: «Мне за Вагнера обидно». Вот Вагнер — это такая понятная величина…
М.Р.: А главное, что она ведь совсем непонятная (смеется).
А.С.: Это абсолютно так. Очень много идет из СССР. Я застал эти времена.
М.Р.: А уж как я застала.
А.С.: Ничего не изменилось. Первое — стадность, мы
М.Р.: Я бы еще добавила — невозможность жить своей собственной жизнью. Никто ведь не требует от человека, чтобы он
А.С.: Если бы я пришел на лекцию по ядерной физике, я бы там ничего не понял. Но я бы не стал высказываться.
— И вы бы не оскорбились.
А.С.: Да, я бы не сказал, что мне за Ньютона обидно.
М.Р.: Это тонкости образования, между прочим. Эти слова ведь кричат не доярки. Это кричат люди с высшим образованием. Кажется, в консерватории надо
— Зато потом можно свободно высказаться в сети…
А.С.:
— Я
М.Р.: Нет, не сугубо. Мне написала куратор Лейпцигского фестиваля Барбара о том, что недавно видела фильм, по задаче похожий на то, что сделали мы. Из Скандинавии. Ведущий сидит в студии и наигрывает
— Значит,
М.Р.: Да, в этом плане мы уже в ЕС.
Читайте также
-
Абсолютно живая картина — Наум Клейман о «Стачке»
-
Субъективный универсум — «Мистическiй Кино-Петербургъ» на «Ленфильме»
-
Алексей Родионов: «Надо работать с неявленным и невидимым»
-
Самурай в Петербурге — Роза Орынбасарова о «Жертве для императора»
-
«Если подумаешь об увиденном, то тут же забудешь» — Разговор с Геннадием Карюком
-
Денис Прытков: «Однажды рамок станет меньше»