Хулиганы и куклы
Квазибунт детей против взрослых
«Ноль за поведение», 1933, реж. Жан Виго
Ученики французского закрытого пансиона для мальчиков отказываются подчиняться надзирателям и не считают нужным скрывать свое отношение к учителям. Особенно бунтарским нравом отличается троица шалопаев, регулярно получающих «ноль за поведение». Они подражают взрослым — курят и плетут «серьезные» интриги, решая, кто достоин участия в настоящем заговоре, а кто заслуживает презрения. Взрослые, в свою очередь, подворовывают у подопечных шоколад, рисуют друг на друга карикатуры и тренируют на досуге походку Чарли Чаплина. Начальствует над всеми длиннобородый карлик препотешного вида.
Ноль за поведение, 1933, реж. Жан Виго
Взрослым нет никакого дела до «юных дьяволят и коллежа». Вовремя накормить, уложить спать, выучить грамматике и соблюсти при этом внешние приличия — вот и вся нехитрая пансионская наука. В наивном бунте детей нет ни злобы, ни жестокости — только восторженный анархизм: самые вопиющие шалости — битва подушками (вошедшая в историю мирового кинематографа сцена рапидной съемки); игрушечное «распятие» на кровати спящего инспектора.
В финале главные бунтовщики срывают торжественный праздник, сбрасывая с крыши на головы почтенным гостям колледжа всякий хлам. Зритель вдруг обнаруживает, что гости — не живые люди, а куклы с грубо вылепленными лицами: становится ясно, что взрослые, вроде бы стремящиеся подойти ко всякому делу ответственно и серьезно, для имитации этой самой серьезности готовы пойти на истинно детские уловки.
Читайте также
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера