Крадущийся хоббит, затаившийся дракон
Хоббит: Пустошь Смауга. Реж. Питер Джексон, 2013
Быстро сказка сказывается, однако ж дело делается неспешно. Увидев в финале «Нежданного путешествия» Одинокую гору, герои испытали знакомый всякому путнику — бредет ли он морозными деревенскими сумерками на огонек единственного на многие километры сельпо или на другой край света за поцелуем принцессы — оптимизм. Еще немного, еще чуть-чуть. Оптимизм, как оно часто бывает, ложный. Лабаз закрыт на переучет, принцесса холит ноготки, затем у нее по расписанию огуречная маска, уроки старо-эльфийского, чарльстона и поспать. Окажись у гномов и Бильбо в проводниках Владимир Латышев (часовой советский «Хоббит» 1985 года), а еще лучше Дин Дейч, автор чешско-американского мультика (десять экранных минут довольно обаятельного стыда, и ты уже дома), покороче б дорога та была. Знай они, что перенесенные испытания — всего лишь треть пути, и из всех маршрутов Питер Джексон-Сусанин, поблескивая очками в сгущающейся над Средиземьем тьме, выбирает наиболее сложный (спустя 60 лет ту же тактику на измор применит по отношению к Фродо Голлум), их решимость — и без того небезграничная — заметно бы поувяла. Зритель франшизы, в особенности, если он остался не в восторге от первой части, напротив, в курсе, что дорога в край рудный будет трудной. И динамичная и легкая на подъем «Пустошь Смауга» оборачивается для него приятным сюрпризом.
Хоббит: Пустошь Смауга. Реж. Питер Джексон, 2013
Но не эстетическим потрясением. В отличие от визуально грандиозной «Гравитации», на «Пустошь» не обязательно идти в зал, оснащенный системой «аймакс» или даже 3D. Прошлогодние пораженческие беседы о том, что революционная технология съемки с частотой 48 кадров в секунду, позволяющая добиться высокой четкости картинки, способна-де спровоцировать у особо восприимчивых граждан падучую, стоит отнести к области грамотного пиара. Конечно, если с предельным усердием, будто при покупке премиум-шапки из нутрии, пучить глаза, инспектируя густоту подшерстка очередного варга, рано или поздно можно рассчитывать на некоторое недомогание. Но элементарно некогда, секунда-другая, и варг исчезает в чаще, уступая в кадре место еще чему-нибудь интересненькому. Например, породистой пчеле с пасеки оборотня Беорна, которая, как у Толкиена и прописано, зело крупна, жужжлива, мясиста и крылышками покадрово бяк-бяк-бяк. Все это (и травинку, и лесок, в поле каждый колосок) можно рассмотреть — но так ли это необходимо, давно ли вам случалось недолюбливать фильм за то лишь, что в нем видимость ни к черту? Или обожать его строго за обратное?
Хоббит: Пустошь Смауга. Реж. Питер Джексон, 2013
Впрочем, если в случае с иными картинами неважнецкую видимость следует трактовать как невольный акт милосердия, то «Хоббит», конечно, заслуживает того, чтобы им любоваться. Дав персонажам вдоволь наболтаться в «Нежданном путешествии» (и этим заслужив основные претензии на недостаток динамики), в «Пустоши» авторы немилосердно их взбалтывают. Легко расчленяемый на главы, фильм уже сегодня напоминает то, во что неминуемо выльется в будущем — тематический парк аттракционов. Порычав, попрыгав и побрызгав слюною («А где хозяин?» — «Это и есть хозяин»), оборотень Беорн принимает сравнительно человеческий облик сотрудника вневедомственной охраны и обеспечивает нас мимишечными пони. На них добираемся до комнаты ужасов «И пришел паук», обустроенной побогаче, чем родственный эпизод в «Двух крепостях» (членистоногие изобильнее, и крупнее, жвалы выразительнее). Паучий аттракцион, который слишком уж на любителя, факультативен, в ЦПКиО «Средиземье» протянет сезон-другой. А вот «Американским горкам», скоростному спуску на бочках по горной реке, явно уготована долгая и счастливая эксплуатационная судьба: едва просохшие дети по новой волокут родителей в хвост очереди.
Хоббит: Пустошь Смауга. Реж. Питер Джексон, 2013
Обед — в ресторане а-ля рюсс в Озерном городе (костюмы аборигенов вдохновлены повседневной одеждой русских рабочих и крестьян начала ХX века, назревает революционная ситуация). Фотографируемся с ростовыми куклами полюбившихся героев из «Властелина колец»: Леголас (Орландо Блум) в сравнительной эльфийской юности был куда мордатее, чем в момент встречи с Фродо спустя десятилетия. Под занавес — аттракцион «Крадущийся хоббит, затаившийся дракон», где зритель один раз за весь фильм получает возможность дать ход собственному воображению, в порядке гимнастики ума идентифицируя в маневрах ящера хищную пластику всенародного любимца Бенедикта Камбербэтча. Дело не слишком благодарное, сориентировал бы голос — но посмотреть «Пустошь» не с дублированной, а с оригинальной звуковой дорожкой можно в кинотеатрах, считанных по пальцам одной руки, в ортодоксальном 2D.
Хоббит: Пустошь Смауга. Реж. Питер Джексон, 2013
С визита в павильон «Убить дракона», по идее, должна стартовать заключительная серия. Несколько баюкающую предопределенность событий «Хоббита» Питер Джексон комплектует новыми сюжетными ходами. Что можно было бы только приветствовать: авторская доля непредсказуемости не повредит и самым старинным сказкам. Однако ходы эти по основательности выделки и глубине — не добротные гномьи тоннели, но бездушные норы типовой застройки, в которые вселился бы только нетребовательный, не сказать подопустившийся полурослик. Берясь за свой главный труд, счастливчик Толкиен, ничего не должный издателям и читателям, обладал завидной степенью творческой свободы и потому писал, как пишется — зачем нужна романтическая линия, если и без нее все хорошо. Но «Хоббит» Джексона, какой бы ни был у режиссера безграничный карт-бланш, живет по законам не только Средиземным, но и голливудским.
Хоббит: Пустошь Смауга. Реж. Питер Джексон, 2013
Во франшизе, величественно расправляющей драконьи крылья на мультплексами раз в год в самую золотоносную пору, без лирики никуда. В «Пустоши» она, увы, значительно более яровая, чем краткий обмен небывалой нежности взглядами между Гэндальфом и Галадриэль в первом фильме. Джексон с легкостью, которой прежде за ним не водилось, заимствует самый расхожий тренд общественного пользования в формате подросткового фэнтези («Сумерки», «Голодные игры»), а именно любовь втроем. В центре композиции — девочка, полностью контрафактная эльфийская принцесса Тауриель, и ей, как водится, надо бы сделать выбор между приятным, но нерешительным штатным возлюбленным Леголасом и залетным авантюристом (востроглазый гном Кили), который ставит на бурю и натиск: «Не обыщешь меня? Вдруг у меня что-то ценное в штанах». Барышня, согласно протоколу, строит красивые карие глазки обоим компаньонам и все никак не определится. Тут юные зрительницы ее очень хорошо понимают, задним числом убеждаясь, что миры Джона Рональда Роуэла Толкиена — это не старомодная нудятина, а вполне себе жизненно, актуально, про отношения. Капельку менее захватывающе, чем у Стефани Мейер, но, может статься, в «Туда и обратно» дело побойчее пойдет.
Читайте также
-
Шепоты и всхлипы — «Мария» Пабло Ларраина
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо