Хоббит и лелеет
Хоббит: Нежданное путешествие. Реж. Питер Джексон, 2012
Вот пример педагогической ошибки. До дня рождения еще целая неделя, а пятилетняя Варя сама не своя от нетерпения: помимо прочих подарков (с ними все понятно: платья, книжки, Lego) ей обещан один, которого у нее никогда не было. Причем это не игрушка. Мыслительный процесс бурлит и не дает угомониться по вечерам. Мещанские родительские доводы вроде «завтра с утра в сад» не работают. Варианты, набирая обороты, кружатся в воображении каруселью с фигурами одна другой поразительнее. Едва ли лебедь — даже смелый Варин ум не позволяет заселить теоретического лебедя в ванную. Лошадь? Нет, скорее пони, которому вольготно будет на балконе. На мысли о пегасе, который, конечно, наименее вероятен, зато не требует дополнительной оптимизации жилплощади (может летать в окрестностях, благо с крыльями, и уменьшаться, чтобы ночевать в игрушечном стойле с пластмассовыми собратьями, потому что волшебный) Варя, наконец, засыпает.
Хоббит: Нежданное путешествие. Реж. Питер Джексон, 2012
В долгожданном первом «Хоббите» (как мы знаем от БГ, конец света не случился в эту пятницу хотя бы потому, что во Вселенной нет той силы, что помешала бы нам посмотреть вторую и третью части, выходящие в 2013 и 2014 годах соответственно) пегасов нету, зато полно пони и всего прочего. Дракон Смог (рачительно предъявляемый зрителю монтажерами в экранный час по чешуйке — даже в открывающей сцене, где рептилия 10 минут крушит королевство Эребор). Тринадцать гномов, которые, в отличие от комического крепыша Гимли из трилогии, выглядят вполне себе здоровыми толоконными лбами. В совместных с ними сценах природной аномалией кажутся скорее уж слишком отчетливо вытянутые за уши визуальных дел мастерами Гэндальф и Элронд, эдакие отставные баскетболисты-анорексики, про которых бабушки у подъезда сказали бы, жалеючи: три метра сухостоя. Эльфы и орки, один из которых получает достаточно харизмы, чтобы унести ее в сиквел в почетном статусе главного злодея. Не вызывающие нареканий Бильбо (выбор на его роль Мартина Фримана — главная удача картины) и Голлум. Последний за десятилетия, проведенные в пещерах, исхитрился однако же где-то посмотреть DVD со вторым «Шреком», откуда притырил, как колечко, давящий на сочувствие фирменный взгляд Кота в сапогах, небесполезный в деле выживания в недружественной среде. Есть даже не лезущий вроде бы ни в какой хронологический регламент Фродо, которому в прологе старенький дядя Бильбо сообщает: «Я не открыл тебе всей правды. Пришла пора рассказать, как все было на самом деле».
Хоббит: Нежданное путешествие. Реж. Питер Джексон, 2012
За Бильбо, срывающего с тайн прошлого последние покровы, в данном случае Питер Джексон, который спустя десять лет возвращается в мир Средиземья с ровно противоположными творческими задачами. Для прокатной версии трилогии ему приходилось кромсать свое детище по живому, выкидывая такие принципиальные эпизоды, как вдохновенную гибель Сарумана в начале «Возвращения короля». В новом проекте Джексон, напротив, разгоняет до габаритов эпической саги скромную по масштабам и месседжу повесть о том, как хоббит, гномы и волшебник, пережив пяток приключений, успешно вернули некогда похищенные драконом у горного народа сокровища. При подготовке сценария, помимо «Хоббита», были использованы черновые наброски и пометки на полях. То есть те самые заготовки, которые наиболее прозорливые литераторы порой уничтожают, справедливо опасаясь, как бы ретивые потомки на правах соавторов не нашли производственным отходам коммерческое применение.
Хоббит: Нежданное путешествие. Реж. Питер Джексон, 2012
Возможных мотиваций две. А) углубленное погружение в тему из болезненного авторского желания быть более «толкиенутым», чем сам Толкиен. Б) Напротив, пышущий здоровьем меркантильный расчет. Очевиднее, увы, вторая. Лишним свидетельством тому и нижайший возрастной ценз, приглашающий в мультиплексы аудиторию от шести лет. При том, что ватная борода сказочника (которого эльфийским хлебом не корми, а дай побаловать детвору идеологически отфильтрованными байками) на авторе «Живой мертвечины» смотрится не менее стремно, чем на погрязшем в «Детях шпионов» Родригесе или Бессоне с его минипутами. Впрочем, детский шоумен-аниматор, что можно было предположить, из Джексона еще тот, хотя он и честно пытается соответствовать. Рубит, конечно, кое-кому головы, но довольно деликатно. Предъявляет в кадре то ездовых кролей, то милейшего ёжика (у которого, правда, в фильме примерно такие же макабрические функции, что и у хорька в «Последней сказке Риты») и доступно шутит: «Смотрите-ка, кем я высморкался». Как и было обещано, авторы привносят в историю юмор, по-гоблински прямолинейный и не оставляющий зазора для альтернативного перевода Дмитрия, соответственно, «Гоблина»-Пучкова: «Дело в чрезмерном поедании специальных грибов». Что называется, гы.
Хоббит: Нежданное путешествие. Реж. Питер Джексон, 2012
Из неоднозначных толкиеновских персонажей Джексон вытесывает в камне героев эпического масштаба — и то правда, кому интересно три серии любоваться на шайку хитрованов-пораженцев, которые в оригинале решались на мало-мальски смелый поступок только совсем уж от безысходности. И вот уже гномы плечом к плечу врастают в землю тут, а Бильбо ходит в одинокую психическую атаку на главного орка. Для комплекта базовых ценностей, приличествующих идеальному семейному кино, «Хоббиту» пока не хватает разве только романтической линии. Впрочем, на некие перспективные подвижки на этом фронте как бы намекают вдумчивые переглядывания Галадриэль и Гэндальфа — а вот это, натурально, был бы номер.
Хоббит: Нежданное путешествие. Реж. Питер Джексон, 2012
Вопреки опасениям, авторы не размазывают кашу по тарелке и не включают, покхекав, избыточно обстоятельную манеру повествования а-ля дедушка Симпсон с его фирменным зачином «У этого пятака долгая история…». Совсем напротив, все довольно живенько, хотя к тем картинам, что пролетают перед взором зрителя за одно мгновение, «Хоббита» не отнесешь. Песчинки обретают силу бури. Мельком, да и не в той книжке упомянутые Толкиеном персонажи, вроде лесного мага Радагаста, обживаются в истории совершенно по-свойски, как у себя дома: казалось бы, только вошел с мороза человек, а вот уже в гостиной темнеет его комодик, поверх белеет салфетка, и с кухни несет треской не треской, но чем-то эдаким. Сходятся в рукопашной сложенные из горных пород каменные атланты (это как если бы решили померяться утесами Эверест и Канченджанга) — бессмысленно и ни к чему, но зрелищно, да. Средней руки потасовка на два абзаца вымахивает в
Хоббит: Нежданное путешествие. Реж. Питер Джексон, 2012
«Властелин колец» и по сей день, словно старенькая микроволновка, сделанная на совесть, а не по-жлобски на гарантийный срок, генерирует ощущение чуда, насколько, конечно, этот термин применим к коммерческому кинематографу. Скроенный как будто по тем же лекалам, но где-то грубее, где-то бездушнее «Хоббит», как то пернатое, органично встраивается в клин недавних блокбастеров. Крылышками бяк-бяк-бяк, неделя-другая в прокате, и вот он всего лишь точка в стае минувших релизов, поспешающих за горизонт, где их пустят на «блю-рэй». Все наслышаны про революционные 48 кадров в секунду, от которых кого-то впечатлительного вырвало в Лондоне. Однако в силу технического обеспечения большинства российских кинотеатров тех зрителей, что в принципе скептически настроены к 3D, подташнивает ничуть не более обычного.
На день рожденья Варя, сгорая от нетерпения, получает платья, книжки, игрушки и Lego. Плюс первые в своей жизни наручные часы — очень симпатичные, со стрелками и, куда без них, котиками, но такие обыкновенные.