Интервью

Герман Васке: «Творческие люди — „чужие“»


Мария Алёхина, Герман Васке и Марина Абрамович на премьере фильма

Я знаю, что помимо фильма вы выпустили еще и книгу, но она называется чуть иначе — в главном для вас вопросе об истоках креативности местоимение «мы» поменялось на «ты». Почему?

Ну, я мог бы цинично ответить, что название изменилось по маркетинговым причинам, чтобы создать еще один бренд и продать чуть больше. Но на самом деле в книге я ставлю для себя другие задачи. В книге я как бы беседую со своими давними приятелями, например с Джулианом Шнабелем, мы с ним знакомы сто лет, и мне интересно почему именно он стал художником. В фильме все иначе, это универсальная история. Объект исследования тут человечество, а не несколько выдающихся его представителей, которые скорее исключение чем правило. Вот, кстати, один из самых увлекательных собеседников в книге — Горбачев, смотрите, что он мне написал на моем личном экземпляре.

Честно говоря, написано настолько неразборчиво…

Да, у него дерьмовый почерк, но написано там: «Почему я креативен? Хороший вопрос — ответ узнаем на моих похоронах». Типичное политиканство, если разобраться. Ну да ладно.

Вы занимаетесь этим проектом уже четверть века, почему вас так волнует эта тема? С чего все началось? В фильме вы объясняете, что основным толчком стала перепалка с вашим начальником в «Саатчи и Саатчи» субботним вечером, во время барбекю. Неужели пьяный спор всему причина?

И да, и нет. Поспорили мы тогда крепко, чуть ли не до драки, но вообще все началось чуть изящнее. Первый свой документальный фильм я снял про футбол. Я — заядлый болельщик и всю жизнь мечтал познакомиться поближе со своими кумирами, кино стало поводом. В той картине я беседовал с Беккенбауэром, Кака, Пеле, Арсеном Венгером. Он для меня Бог, история не знала лучшего тренера. Его футбол — чистое искусство. Я начал болеть за Арсенал только из-за Венгера, хотя всю молодость состоял в рядах болельщиков Тоттенхэма. В том фильме еще были, кстати, Вим Вендерс и Генри Киссинджер, оба — фанатики футбола, а Киссинджер, между прочим, в молодости играл профессионально, стоял на воротах в команде «Гройтер Фюрт» в баварском Фюрте, откуда он родом. Короче говоря, почти каждый из этих великих спортсменов, рассуждая о принципах игры, произносил рано или поздно слово «креатив». Так старый спор об истоках творчества, о том, что есть талант — чудо или упорная работа — снова меня настиг, и я решил дойти до самой сути в поисках ответа.

 

 

Ну и какой же ответе из сотен услышанных вам показался самым убедительным или интересным?

Не хочу выбирать. Каждый ответ имеет право на существование. Отвечая, тут нельзя ошибиться или выдать трюизм. Например, Йоко Оно говорит лаконично и безапелляционно: «Потому что я это я». Точка. А Тони Кэй делает надрез на руке и расписывается кровью вместо слова «акционизм». А Стивен Спилберг пускается в пространные и обстоятельные разглагольствования о своих родителях, причем видно, что он на психоанализе собаку съел. По сути это же философский вопрос, как «в чем смысл жизни?», просто звучит он не так претенциозно.

«Жизнь — ускользающая тень», как сказал Шекспир, жизнь полна шума и ярости и под конец не значит ни черта, с творчеством, по-вашему, так же? Почему мы креативны — нипочему. Это я к тому, что не столько нас интересует ответ, антропология с философией, сколько любопытство поглазеть очередной раз на знаменитостей.

Ого, вы еще хуже чем Йоко Оно. Я не согласен с вами совершенно. Творчество — это прежде всего отвага. Творческие люди — «другие», «чужие», Ридли [Скотт] нашел идеальную метафору, я считаю, и они отличаются от нас только тем, что не боятся выставить себя на обозрение/суд/посмешище, нужное подчеркнуть. Как мне кажется, именно к этому выводу должен прийти зритель, посмотрев мою картину. В какой-то момент, уже неважно кто именно говорит — Анджелина Джоли, Марина Абрамович или некто безымянный, зато ощущение безрассудной совершенно смелости, которой полны все мои респонденты, заполняет экран.

Возможно. А о чем будет ваш следующий фильм?

Только не смейтесь, но он будет называться «Почему мы НЕ креативны» и в нем я поговорю как раз о страхе, тотальном параличе воли и всех тех неврозах, что мешают каждому быть художником.

Но ведь это хорошо, что не все хотят быть и становятся художниками, разве нет?

Нет, если бы этот мир состоял только из художников, жизнь была бы гораздо лучше. Творчество — это проклятье, оно почти всегда сопряжено с личным несчастьем, а значит требует смирения, терпения, силы воли, в общем, всего того, чего критически не хватает человечеству.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: