Маша Годованная: «Пленка возвращается, но как фетиш»
Маша Годованная
— Расскажи в двух словах, как ты начала заниматься экспериментальным кино и чем для тебя был узкопленочный медиум — эстетическим средством или возможностью заниматься независимым кино вне индустрии?
— Я училась в Brooklyn College в конце
— Видео тогда было уже широко доступно, но не для монтажа, верно? То есть пленка
— Видеокамеры были распространены достаточно широко, но монтаж на видео был невозможен — у меня не было компьютера, оборудование стоило дорого. А пленка на тот момент позволяла полностью контролировать как средство, так и способ производства и сконцентрировать это все в собственных руках. В этом формате я чувствовала себя, безусловно, очень комфортно, потому что знала, как им управлять.
То, что я снимала, было не независимым кино, а именно бесшабашными экспериментальными фильмами. Обжегшись на нескольких попытках получить
— Расскажи про то, как выстраивался диалог между отечественным экспериментальным кино и американским авангардом.
— Естественно, традиция советского авангарда высокопрофессиональна, и, несмотря на эксперимент, она строилась на очень четком техническом профессионализме. Если посмотреть любой фильм, начиная от Эйзенштейна, Пудовкина, Вертова или Довженко, то это всегда магические кадры, где нет никаких технических ошибок — есть эксперимент с формой, но при максимальном съемочном профессионализме. Когда я училась в Brooklyn College, оторваться от этого перфекционизма было очень сложно, освободить камеру было сложно — этому я училась на практике американской традиции, потому что в ней камера абсолютно сращена с рукой, сращена с единичным персонажем. Это тоже нужно упомянуть — за исключением, наверно, Вертова, который рассылал операторов, в американском экспериментальном кино, в отличие от советского авангарда, мы говорим в основном о единичных фильммейкерах, мы не говорим о съемочной группе. Традиция любого авангарда — это все равно разделение труда,
Magic Ferry. Реж. Маша Годованная. 2001
В Brooklyn College нас как раз учили разделению труда, и преодолеть ограничения этих производственных практик сложно, потому что ты привык, что у тебя есть оператор или монтажер, даже если ты снимаешь
— А если говорить о линии параллельного кино или некрореализма?
— Ранние фильмы Юфита, которые сняты на Super8 или на 16 мм, как раз попадают, на мой взгляд, в традицию американского экспериментального кино. Начиная с «Рыцарей поднебесья» и дальше, мы видим уже классическую систему кинопроизводства — с непрофессиональными актерами, с маленькой группой, но все же это кинопроизводство, которое направляется в традицию профессионального кино, где все роли четко распределены.
Мне не нравятся четкое разделение ролей. Коллективная работа для меня имеет совсем другую маркировку и совсем другое значение, чем, например, в профессиональном кино или в
— Например?
— Пример — принцип affinity group, когда вы, работая с рядом авторов, пытаетесь выстроить горизонтальные отношения. Когда мы говорим о создании коллективного произведения, роли распределяются, но четко оговаривается и проговаривается, с каких позиций мы будем говорить, кто выступает с какими предложениями, как мы обсуждаем и, соответственно, существует ли человек, который принимает решение, и как точки власти распределяются внутри группы. Мне кажется, это очень интересно, потому что я могу предложить свои профессиональные компетенции как оператора в ситуации, когда другой человек будет выступать в качестве режиссера: зная, что я помимо оператора могу быть художественной единицей, я сознательно от этого отказываюсь. Я должна принять условия игры. Отношения внутри группы в данном случае выстраиваются
MUZHCHINI. Реж. Маша Годованная. 2001
— Сегодня, мне кажется, пленочное кино в большей степени связано с зависимостью от
— С одной стороны, мы имеем профессиональное кино, в котором если человек хочет снимать на пленку, его ничто не ограничивает, кроме бюджета. В этой сфере ничего не изменилось — там профессиональное разделение труда, там лаборатории, которые проявляют
Те, кто и раньше занимался экспериментальным кино, как проявляли пленку, так и будут ее проявлять. Но они будут оставаться маргиналами, профессиональный мир не будет их признавать. Здесь очень сложный процесс видимости. В России
Along with the Phoenix. Реж. Маша Годованная. 2008
— Интересно, что раньше эта структура существовала за счет того, что была включен в образовательную институцию и в профессиональную индустрию. Сейчас — L’abominable тому пример — выстраивается альтернативная структура пленочных лабораторий, альтернативная индустрия — маргинальная, но
— Конечно же, пленка возвращается. Но она возвращается для многих как фетиш, а не как доступное средство производства или средство, органично связанное с твоим образованием и становлением как художника. И она
— Давай про видео теперь поговорим. Для тебя переход на видео был с чем связан в первую очередь — с экономическими причинами?
— Отчасти. Первая видеокамера появилась у меня году в 1997. Я активно снимала, но посмотреть это тогда могла только на камере. Первый фильм, который я смонтировала на видео — «Капля на мраморе», в 2003 году, потому что под
Fetish Frames. Реж. Маша Годованная. 2013
Так что пленку я не оставляю, но полностью соблюсти весь процесс — снять на пленку, смонтировать на пленке, показывать с пленки — мне уже не удается, потому что не могу напечатать позитив. Это очень тесно связано с деньгами, а я чаще всего
— Интересно, что с переходом от пленки к видео, если посмотреть на твои работы, происходит и смещение интереса — с формальных сторон, связанных со спецификой медиума, в сторону рефлексии своего жизненного опыта, социальных ролей и так далее. Как ты сама понимаешь эту тематическую связь с форматами?
— Видео — дешевый формат. Тебе не нужно задумываться о том, что каждый метр стоит денег. В фильме «Голод», например, я смогла себе позволить снимать кормление сына на протяжении 25 минут, потому что это видео. Если бы я снимала на пленку, я бы 30 раз подумала, будет ли у меня такой длинный кадр. Ты абсолютно прав, здесь есть это смещение, потому что когда ты наблюдаешь за жизнью, тебе нужно фиксировать ее в той полноте и длительности, в которой она происходит. Мы можем здесь вернуться к осмыслению связей между экранным времени и временем жизни, которое происходило в
Меня интересует это приравнивание экранного времени к времени съемки и времени течения жизни. В «Голоде» как раз этот интерес себя проявил в полной мере, несмотря на то, что очень часто мне говорили: порежь ты его! Я настаивала, что этот длинный кадр должен остаться, потому что это манифестация не только времени, которое занимает этот процесс и о котором многие матери очень быстро забывают, но и материнского труда. Для меня было очень важно, что все остальные сюжеты разворачиваются на его фоне.
«Голод». Реж. Маша Годованная. 2011
Формат очень тесно связан с тем, как ты работаешь с реальностью вокруг себя. Естественно, это осознание пришло не сразу. «Голод» я снимала в течение 9 лет. Я не делала фильм о материнстве, а просто компульсивно снимала и архивировала это все в течение 7 лет; это была та же самая логика, что и с
— Собственно, про архивы. Сейчас мы живем в мире, который наводнен огромным количеством образов. Не кажется ли тебе, что есть этическая сторона в отказе от излишнего производства образов в пользу обработки уже существующих архивов — их структурировании, критике, осмыслении позиций тех, кто производит изображения?
— Тут нет однозначного ответа. С одной стороны, ты прав — материала очень много. Хорошая новость — много архивов, плохая новость — много архивов. Я перестала беспорядочно снимать и стараюсь делать это более точечно, потому что у меня накопилось очень много материала и архив разрастается. Естественно, я хочу к нему вернуться, чтобы
С другой стороны, есть ситуация того, и это моя личная позиция, что ты включен в определенные социальные, политические, экономические, культурные процессы, и ты являешься единицей, которая может зафиксировать для
— Как человек, который вышел за рамки не только экспериментального, но и кино вообще, ответь — где граница между кино, видеоискусством и искусством как таковым?
— Мне нравится переходить все эти границы. В программу «Электротеатра» включен тизер будущего фильма «Она. Звание художника». Это как раз не совсем фильм: он снят по тотальной инсталляции, где и кино, и
Для меня это смежные вещи, провоцирующие размышление о функционировании движущихся изображений в современной визуальной культуре. И кино для меня является не вершиной в этой иерархии движущихся изображений, а лишь одним из средств, с помощью которых можно пересекать эти пространства — пространство кино, видео, инсталляции, интерактивности, включения. В этом отношении, конечно, я себя ощущаю больше частью контекста и традиции уже не экспериментального кино, а всего многообразия контекстов и теорий вообще. В том числе
Читайте также
-
Абсолютно живая картина — Наум Клейман о «Стачке»
-
Субъективный универсум — «Мистическiй Кино-Петербургъ» на «Ленфильме»
-
Алексей Родионов: «Надо работать с неявленным и невидимым»
-
Самурай в Петербурге — Роза Орынбасарова о «Жертве для императора»
-
«Если подумаешь об увиденном, то тут же забудешь» — Разговор с Геннадием Карюком
-
Денис Прытков: «Однажды рамок станет меньше»