Высшие формы — «Добрый день» Миши Сафронова
«Высшие формы» продолжаются премьерой совсем нового, законченного в первые дни самоизоляции мультфильма Миши Сафронова, книги которого мы так любим издавать. Читайте о работе над картиной, смотрите ее и не забывайте все-таки говорить другу другу: «Добрый день!»
Домашняя работа.
Для всех нас наступление карантина было личной историей — я среди прочего переживал, что не успею закончить фильм, который был уже почти готов. Во вторник, когда я пошел на сведение звука узкими улочками Петроградской стороны, я придумывал по дороге, что отвечу патрулю, если меня поймают. Наверное, я сказал бы им: «Добрый день». Фильм, который у нас получился — домашняя работа, домашка. Как будто я сам себе задал на дом в свободное от работы время сделать фильм и прилежно делал его последние полгода. Он родился из жизни — на проходной нашего бизнес-центра каждый день кипит этот диалог: «Добрый день». — «Добрый день». Получается, что это тот случай, когда наблюдения за жизнью не дают покоя.
Я люблю минимализм. Впечатлить можно разными средствами, но если есть возможность вызвать эмоцию «голыми руками», то это именно то, что мне интересно.
Высшие формы — «Селезень, веревочка и желудь» Алины Титоренко
Первый титр у фильма такой — Lo-Fi Animation. Наверное, не все в курсе. Lo-Fi (Low Fidelity) — понятие, пришедшее из музыки. Это направление, для которого характерно низкое качество записи звука, никого не смущают случайные шумы или помехи. Такая своеобразная форма протеста против Hi-Fi музыкальной индустрии, присущая инди, панку и гаражному року. Нам не нужны звукозаписывающие компании, чтобы записывать нашу музыку, мы запишем ее на обычный магнитофон со встроенным микрофоном. Lo-Fi Animation — это такой стиль, когда акцент смещен в сторону истории или идеи, а не визуальной составляющей. Можно сказать, что такой стиль предполагает низкое качество анимации, скупой «лимитированный» стиль. Это не столько протест, сколько очередное доказательство того, что для создания анимационного фильма не нужен большой бюджет, продюсеры и компании.
Лет пятнадцать назад я сделал несколько фильмов в таком духе — ограниченная в средствах анимация, скупая графика белым по черному. Если есть драйв, то можно сделать фильм достаточно быстро — не годы, а месяцы. Быстро не значит плохо. Пока работаешь в таком забеге, хватает азарта, легкости, вдохновения. В долгом забеге совсем другой темп, другая сила. Но главное, что мне близок сам стиль. Я люблю минимализм. Впечатлить можно разными средствами, но если есть возможность вызвать эмоцию «голыми руками», то это именно то, что мне интересно. Когда одного известного финского архитектора спросили, почему в его доме всего одна комната, он ответил — меньше не имело смысла. Этот анекдот — мой девиз. Меньше не имело смысла. Конечно, минимализм это дело вкуса, и я понимаю, что не всем это будет по-душе, но, наверняка, кому-то такое понравится. «Догма» фон Триера или французская «новая волна» — тоже ведь не просто отказ от индустрии как протест, а скорее поиск новой выразительности, нового языка.
Книга вопросов купить
Мне нравится, что у всех героев получилось «одно» лицо. Из этого рождается отдельная линия восприятия. Как будто, эта история происходит внутри одного персонажа и он разговаривает сам с собой. Оказывается, не так много надо, чтобы проявилась индивидуальность — надел очки и ты уже отдельный герой. Персонажи напоминают шахматные фигуры, которые лишь слегка отличаются друг от друга. Я не учился рисованию, поэтому долгое время стеснялся своего рисунка. В этом фильме нарисовал всё сам. Не жалею, как получилось.
Самоизоляция подчеркнула бы бегство как решение, но лично для меня это фильм о лицемерии, об игре, в которую нам всем приходится играть.
Я поражен пространству, где театр кукол пересекается с анимацией. Кукла зачастую не имеет совершенно никаких технических возможностей играть лицом, но это не становится проблемой для зрителя. Застывшее выражение на ее лице каким-то удивительным образом все равно оживает. Это происходит не только потому что она оживает в талантливых руках кукловода, но и потому что зритель оживляет ее своим воображением, разбуженным драматургией истории, обстоятельствами, событиями. Обычный предмет может легко стать героем как в театре кукол, так и в анимационном фильме. Скупость изобразительного языка может быть творческим самоограничением, заставляющим акцентировать драматургию.
«Добрый день» очень дорог мне тем, что удалось создать вселенную, где нет других слов. Это абсурдный мир, в которым мы погружаемся вместе с героем все глубже и глубже. Мне бы не хотелось, чтобы политическая составляющая забирала внимание на себя. Я старался показать не конкретные реалии, а систему в целом. Мне близко мировосприятия Кафки и Хармса. Удивительным образом абсурд, парадокс, противоречие являются основой нашей жизни. Это и смешно и грустно одновременно.
Вообразительное искусство. Как написать сценарий мультфильма купить
Во время работы над фильмом неизбежно возникали разные развития сюжета. В итоге, я даже сделал кусок аниматика с другой концовкой — героя приводят в камеру, точь-в-точь как та комната, в которой он был. Только окошко уже высоко над полом и зарешечено. Это одиночка, никто не говорит «Добрый день» — опять хэппи-энд. Это мог бы быть вполне рабочий вариант, но выбрали всё-таки изначальный, пожертвовав рифмой. Самые важные отношения в этом фильме — между героем и обществом, а не героя с самим собой. Самоизоляция подчеркнула бы бегство как решение, но лично для меня это фильм о лицемерии, об игре, в которую нам всем приходится играть, поэтому оставить героя в конце одного имело бы другой смысл.
Высшие формы — «Сапожки» Лизы Скворцовой
В какой-то момент мне написал Митя Максимачёв, композитор этого фильма: «Вся семья дома ходит и повторяет «добрый день». То же творилось и у меня дома. Сказать или услышать «Добрый день» было уже смешно, хотя фраза совершенно нормальная. Но «Добрый день» ведь повсюду — в магазинах, на улице, на работе. И по-прежнему на проходной в нашем бизнес-центре.
Смешно было писать актерам. «Дружище, нужна твоя помощь, можешь два слова в фильме сказать? В прямом смысле два слова». В фильме мы записали прекрасных актеров, с которыми я работал на проекте «Летающие звери». Сережа Мардарь озвучивал черепаху Че, Володя Маслаков медведя Тэда, Миша Хрусталёв слона Прабу, Андрей Лёвин пса Хосе. Но главная роль досталась Володе Постникову. Раньше я с ним не работал, но знал его — он голос ежика из «Смешариков». Его посоветовал звукорежиссёр Игорь Яковель. У Володи мягкий тембр: именно такой и нужен был главному герою. Добрый день. Добрый день.
Читайте также
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Высшие формы — «У меня что-то есть» Леры Бургучевой
-
Высшие формы — «Непал» Марии Гавриленко
-
Сеанс реального — «Мой французский фильм» Дарьи Искренко
-
Сеанс реального — «Вверх, вниз» Андрея Сильвестрова
-
Сеанс реального — «R2CC» Маши Черной