Godard, je t’aime


Валерия Гай Германика

Кто-кто? Гайдар? А как его зовут, что он снял? Скажите, что мы думаем о нём всё самое лучшее!

Оксана Бычкова

Первый раз я посмотрела Годара в середине девяностых, когда в Петербурге ещё были хорошие прокаты с видеокассетами, а потом уже с плёнки, на режиссёрских курсах. Это кино, которое «переворачивает». Шарунас Бартас как-то хвастался тем, что целиком украл у него эпизод. Но, честно вам скажу, восхищаясь им как мастером и режиссёром, по-настоящему люблю только «На последнем дыхании».

Кира Муратова

Это у вас «Социализм» выходит в прокат, а когда он дойдёт до Одессы? Я бы очень хотела его посмотреть, потому что Годар — чудо, режиссёр из режиссёров, супер-супер-супер! Замечательный, талантливый. Люблю очень многие фильмы, но выделить могла бы «Жить своей жизнью». Он совершенство.

Жан-Люк Годар

Александр Велединский

Между Годаром и кино можно смело ставить знак равенства. 1959-ый год и фильм «На последнем дыхании» перевернули мировой кинематограф. С подачи Мельвиля там был изобретён уникальный монтаж, который потом стали называть годаровским. Редко бывает, чтобы теоретик и кинокритик сделал одновременно отличный жанровый фильм и революцию.

Константин Мурзенко

Говорить о Годаре — это всё равно, что говорить на тему «Пушкин в вашей жизни». Весь Жан-Люк Годар повлиял на любого кинематографиста, выросшего после его появления, и было бы ошибкой выделять среди его фильмов удачные или менее удачные. Жан-Люк Годар — это один величественный кинотекст, и разные фильмы Жан-Люка Годара — его разные эпизоды.

Дмитрий Мамулия

Фильмография Годара — это такая большая связка ключей, отпирающих все двери. Главное угадать — какой к чему? Финальная сцена картины «Жить своей жизнью» — падение и смерть Нана — это ключ. Недаром она декоративна и театральна. И первая — когда он показывает затылки и спины — тоже ключ. И нижняя часть живота Марушки Детмерс из «Имени Кармен», и протянутая к этому животу рука, и верхняя часть лица Анны Вяземски из «Китаянки». От картины к картине он меняет точку зрения. Сдвигает её. Одни картины находятся перед глазами, в поле нашего зрения, иные — на сетчатке глаза, на роговице, они превращаются в impression — впечатление. А есть картины, которые теряют свою плотность, становятся призрачными, дематериализуются. Становятся мыслями, знаками. Если окинуть взглядом всё то, что сделал Годар и посмотреть на то, как меняется маршрут его видения, можно заметить, как предмет его рассмотрения перемещается извне вовнутрь, с лёгкостью пересекая роговицу глаза.

Кадр из фильма На последнем дыхании (1959)

Максим Пежемский

Я с ним знаком, и даже кое-чем ему обязан. Мой продюсер однажды консультировался у него, можно ли со мной иметь дело. Ему показали мой фильм, и он, вроде бы, сказал, что можно. Я, конечно, смотрел все его ранние фильмы — и «Альфавилль», и «Безумного Пьеро», а потом как-то перестал за ним следить. Не всегда человек, который снимает культовый фильм на все времена, может продолжать и дальше в том же духе. Мне показалось, что он ушёл в себя, но вправе ли я судить такого гения? Поэтому я хочу посмотреть «Социализм», мне кажется, он как-то ожил.

Фильм «На последнем дыхании» совсем не похож на буржуазные французские фильмы того времени и, что тут говорить, был прорывом. Даже через двадцать лет он по-прежнему производит на студентов, которым его показывают, сильное впечатление. Это учебник мастерства, киноязыка, и вечный герой, которого, кстати, очень любил и много о нем говорил Сергей Добротворский.

Марина Разбежкина

Мне кажется, что Годар не столько режиссёр, сколько человек, живущий экспериментом, который всегда естественно вызывает или яркую агрессию, или любовь. Не могу сказать, что такая модель жизнетворчества мне близка, но я очень люблю и его шедевр — дебют, безупречный с точки зрения режиссуры, и фильм «Уик-энд» — уже такое абсолютно социалистическое кино, но очень искусно сделанное.

Андрей Хржановский

Я пока не видел ничего прекраснее «На последнем дыхании», хотя с интересом смотрю всё, что он делает. Годар — борец с большой буквы, он защитник Музея Кино. Этим он должен быть дорог всем российским кинематографистам.

Кадр из фильма Жить своей жизнью (1962)

Виталий Манский

Легко могу представить Годара, висящим на кулисе Каннского фестиваля. Но чёрт возьми, почему у нас в России нет таких годаров, которые бы повисли на шторах Московского кинофестиваля, чтобы прекратить всё это безобразие, безумие, опустошение, всю эту буффонаду и ложь, которые царят в нашем кинематографе? Почему наши молодые режиссёры, которые ещё не успели обрасти непробиваемой коркой, все уже такие толерантные, такие безнадёжно правильные? Годар по сей день восхищает меня своей волшебной лёгкостью, своим кинематографическим шиком. Но именно за этот молодой революционный задор я готов простить ему любые неудачи.

Сергей Соловьёв

Есть Пушкин, Моцарт, Малер… и Годар. Невероятно, что в то время, когда существует его картина о Моцарте, на фестивалях собираются люди и смотрят какую-то дребедень. А вообще нужно различать Годара — героя собственного перформанса и Годара — кинорежиссёра. Все эти его фокусы, когда он говорил, что нужно снимать только научно-популярные фильмы про бомбы, мне тоже по душе: это был гениальный способ выживания художника в смешном, дурацком и безумном обществе.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: