Где сидит фазан
СЕАНС – 29/30
Первый просмотр «Охоты на пиранью» неизбежно аукается в мозгах и, покалывая углекислыми шпильками, пузырится где-то в носоглотке как после залпом опустошенного стакана газированного напитка. Причем первым делом приходит на ум не какой-нибудь забугорный «Доктор Пеппер», а памятная многим шипучка с сиропом из автомата за три советские копейки (или за шесть, если применить прием, известный как «двойной сироп» — сразу же после того, как аппарат выдавал первую подслащенную порцию, стакан убирался, и в прорезь монетоприемника отправлялась следующая денежка — чтобы послаще). Примерно в то же самое время, как железные жаждоутолители доживали свои последние деньки, целевая аудитория «Пираньи» имела возможность ознакомиться с последними на то время достижениями западного кинематографа в жанре action в видеосалонах разной степени комфортности. Уроки полулегальных показов не прошли впустую, и поэтому в урочный час главного героя «Пираньи» встретили как родного.
«Охота на пиранью» — «Сеансу» отвечают…
Итак, знакомьтесь: Кирилл Мазур (Владимир Машков), капитан первого ранга, по-сухопутному — полковник. 20 лет диверсионной работы, 7 ранений, 146 отечественных наград (и 8 от других государств), ныне — инструктор боевого спецподразделения «Пиранья». Или — если верить уже не мазуровскому начальству, а Ольге Хмельницкой (Светлана Антонова), «в первую очередь не барышне, а капитану», специалистке по всякого рода отравляющим веществам и средствам массового поражения, — «подержанный солдафон с комплексом супермена и одной извилиной». В том, что оба определения так или иначе имеют право на существование, можно будет убедиться, когда Мазур и Ольга отправятся под видом отпускников-туристов на плоту по великой русской реке Шантаре где-то неподалеку от китайской границы, чтобы найти и уничтожить давным-давно затопленный военный объект 74 565 ВНК.
Задание вроде бы выполнено — но, придя в себя после мощного подводного взрыва, Мазур и Ольга обнаруживают себя на странной заимке, обитатели которой одеты в белогвардейскую форму, крестятся двумя перстами, но при этом вооружены сверхсовременным оружием. А владеет этим странным «провалом во времени» некто Прохор Петрович (Евгений Миронов) — мегаломаньяк и торговец оружием международного масштаба, садист-кокаинист, вполне комиксовый диктатор, настоящий хозяин тайги, на досуге развлекающийся (и развлекающий своих гостей) охотой на людей. В разряд дичи на время очередного показательного сафари попали и Мазур со спутницей. Но охотники даже и не подозревали, что их очередная мишень окажется настолько трудной…
Фильм дебютанта Андрея Кавуна поставлен по роману pulp fiction Александра Бушкова. Подсчитывать расхождения экранизации с оригиналом смысла не имеет, хотя их немало — начать хотя бы с того, что по Шантаре книжный Мазур отправляется именно что в отпуск, и не со случайной напарницей, а с вполне законной и любимой женой, а ни о каком секретном оружии речи нет в принципе. Гораздо важнее, что в фильме сознательно сглажена вся вполне достоверная жестокость и неприкрытый натурализм романа Бушкова. Зритель не увидит ни специальных (и куда как негуманистических) приемов, которые использует Мазур на пути к спасению, будет счастливо избавлен от невообразимых сцен пыток и минует сексуальные эскапады, которым герои романа предаются на всем протяжении повествования (хотя, конечно, немного жаль, что не получила экранного воплощения сцена, в которой изголодавшиеся по плотским наслаждениям Мазур и Ольга используют в любовных утехах «горсть малины и соболий хвост»). Потому что истинные истоки «Пираньи» берут свое начало все-таки не в книжной, а в кинематографической традиции.
Без видимых причин
В сущности, Кавун и компания создали не просто «новый русский боевик», а весьма удачный (и порой откровенно блистательный) оммаж, посвящение тому самому кино, которое является ровесником пресловутых газированных автоматов. Временами это дается понять совсем уж лобово — вот Мазур изготовляет лук из подручных материалов, как Джон Рэмбо в исполнении Сильвестра Сталлоне; вот насаживает очередного противника на крюк, как тот же Сталлоне в фильме «Кобра»; вот сражается с горящим противником, подобно героям не всеми идентифицируемого, но весьма распространенного во времена оны гонконгского боевика «Стрелки». Наконец, огромный здоровяк-дуболом, возникающий на пути Мазура во время одной из самых ответственных схваток, кажется сводным славянским братом Профессора Танаки — японского гиганта с непроницаемой физиономией, который точно так же возникал на пути и Арнольда Шварценеггера, и Чака Норриса, и едва ли не всех остальных героев боевиков за отчетный период. Есть и более поздние заимствования: так, например, пергидрольная прическа Прохора Петровича кажется калькой с тупейного экзерсиса, устроенного на голове Феникса — антигероя чуть более позднего боевика со Сталлоне «Разрушитель», а штаб-квартира «Пираний» неотличима от аналогичного законспирированного штаба спецслужб в шварценеггеровской «Правдивой лжи». Но в кои-то веки подобные заимствования не кажутся нарочитыми и нелепыми. Пазл «Пираньи» складывается на диво ловко, в строку ложится все — и недвусмысленные цитаты из боевой классики прошлого, и клиповый наворот сверхнового времени, и на редкость удачные шутки, предназначенные специально для тех, кто и не подозревает о трехкопеечной газировке и просмотре видеомагнитофона за деньги, но зато прекрасно помнит результат футбольного матча Аргентина-Ямайка — по хиту группы «Чайф». Так что продюсер проекта Валерий Тодоровский может при желании примерять на себя лавровый венок знаменитого американского продюсера Джоэля Сильвера, в начале 80-х раскрутившего маховик того самого, настоящего американского боевика, который до сих пор является стопроцентным эталоном кино подобного рода: «Крепкий орешек», «Коммандо», «Смертельное оружие», «Дом у дороги», «Джексон по кличке Мотор»… Все, что ценим мы и любим, чем гордится коллектив. Идеальная смесь из запредельного насилия и обоюдоострого юмора. Ставка на положительного героя, воплощение добра с огромными кулачищами и спецподготовкой и инфернального злодея, которому сам черт не брат. Высококачественный гибрид высоких технологий и непередаваемой душевности, основанной на местных реалиях. И неизменный хэппи-энд — мало кто помнит, что в книге Дэвида Моррела Джон Рэмбо погибал, в то время как в кино его витальной силы хватило еще на две серии. Точно так же и с Мазуром — если его книжный оригинал терял практически все, что только можно потерять, и даже месть не приносила радости, то киношный каперанг не только свалился с лестницы, но и получил принцессу. А потому готов к новым подвигам, которые явно не заставят себя долго ждать.
Короче говоря, как признавался один из обитателей заимки, обозревая выдающиеся формы притороченной к седлу пленницы-Ольги, — «моему взгляду не оскорбительно».
Читайте также
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера