Рецензии

Червивая сказка — «Гадкая сестра» Эмили Блихфельдт

На экранах все еще можно посмотреть «Гадкую сестру» — отвязный боди-хоррор, смысл которого многие поспешили списать на повестку дня. Об ироничности месседжа в своей рецензии успел написать Глеб Колондо. Теперь же предлагаем и другой ракурс. О материи фильма и кинематографичности происходящего — Алина Рослякова.

«Красота — это боль». Сводная сестрица Золушки отрубила себе полступни, чтобы влезть в миниатюрную туфельку, но осталась и без ног, и без принца. Как никто она прочувствовала грандиозную иронию этой аксиомы. По крайней мере, именно такой финал сказки знаком нам по брутальной романтической версии братьев Гримм, растущей из темных европейских лесов и народной памяти. Норвежская дебютантка Эмили Блихфельдт, подхватив волну «женского» боди-хоррора, решает еще раз взглянуть на старую сказку по-новому и попробовать вообразить сюжет, который мог бы привести сестрицу к столь радикальному и абсурдному поступку.

Сестра — тоже человек — «Гадкая сестра» Эмили Блихфельдт Сестра — тоже человек — «Гадкая сестра» Эмили Блихфельдт

«Гадкая сестра» — один из самых заметных, дерзких и важных фильмов, вышедших за последнее время. Сказано и написано о нем уже много, и тем обиднее, что чаще— про его очевидный месседж, но не про саму, собственно, картину. Так какая она, эта «Гадкая сестра»?

«Гадкая сестра». Реж. Эмили Блихфельдт. 2025

Все начинается со сладких грез о вечной любви: это малышка Эльвира задремала в экипаже. Во сне она красавица-принцесса, вся в цветах и розовой дымке. А наяву — большеглазая чудачка с брекетами, животиком и без родословной. Вместе с матерью и младшей сестрой Альмой она едет в роскошный замок, где их ждет новая семья — вдовец-аристократ и его красавица-дочь Агнес. Однако семейным планам не суждено сбыться: хозяин дома умирает сразу после свадебной церемонии, прямо во время праздничного ужина. И в разгар траура выясняется, что у него, как и у матери Эльвиры, долгов осталось куда больше, чем денег.

Материи, которым Блихфельдт позволила вступить в реакции на экране, оказались подлинно кинематографичными

В фильме Блихфельдт судьба Агнес, местной Золушки, вынесена на периферию — в темную комнату, где гниет ее неупокоенный отец (мачеха не желает платить за похороны) и где в ночь накануне бала творит чудеса призрак ее мамы. Фокус внимания же переведен на Эльвиру. На нее же уходят и последние деньги: за три полные луны беспородную «дурнушку» нужно превратить в принцессу, чтобы выдать замуж за принца и спастись от нищеты. А раз мама Эльвиры не волшебница, ей на помощь с полным арсеналом хирургических инструментов приходит неунывающий доктор Эстетик.

Эльвира и сама мечтает об этом замужестве, она влюблена в принца Юлиана, главного рифмоплета Шведляндии, зачитывает до дыр его стишки про девственниц и змеев. Готова девушка на любые чудеса: от переделки носа и пришивания наживую ресниц до «tapeworm diet». «Главное — то, что внутри»: растущий не по дням, а по часам ленточный червь в животе Эльвиры поможет ей влезть в самый красивый корсет.

«Гадкая сестра». Реж. Эмили Блихфельдт. 2025

Видимо, не лишним будет проговорить очевидное: внятность месседжа никак не коррелирует с качеством фильма. А идеологическая заряженность дает результаты в диапазоне между АГИТПРОП и Кеном Лоучем. Фанатичная евангелистка Лоис Вебер в десятых годах прошлого века снимала совершенно беспардонное и горячее кино о том, кто есть кто перед Христом. А либеральная феминистка Нинья Тюберг в двадцатых годах нашего века сделала самый постный фильм о порно. Блихфельдт обитает на территории, где словосочетание «феминистская оптика» обладает примерно тем же магическим звучанием, что и «классовое сознание», и примерно столько же объясняет про кино. То есть почти ничего.

В одном из интервью Блихфельдт между делом вспомнила, как вдруг, колдуя над фильмом в монтажной, поймала себя на мысли: «Кто это придумал?» Это чувство должно быть знакомо всем, кто соприкасался с материей образа — формой слова, яркостью света, оттенком цвета, густотой текстуры — проявившей свою свободу и исказившей выкройку замысла. Это неузнавание и значило бы, что фильм «Гадкая сестра» оказался свободнее замысла «Гадкой сестры», оказался другим. Потому что и материи, которым Блихфельдт позволила вступить в реакции на экране, оказались подлинно кинематографичными.

Каким чудом при таком количестве столь разных вдохновителей фильм не расползается на части?

Уверена, так оно там в монтажной и было. А потому говорить о месседже «Гадкой сестры» (например, «не ломайте носы и не сидите на диетах ради принцев; не читайте дрянных стихов и поддерживайте сестер, а не гоняйтесь за ними с тесаком») — это хуже, чем играть в поддавки. В этом даже меньше смысла, чем восторгаться умением Блихфельдт пощекотать нервишки.

«Гадкая сестра». Реж. Эмили Блихфельдт. 2025

Немного проку и в перечислении источников вдохновения. Здесь можно разглядеть и Диснея, и Кроненберга, и Боровчика, и Гиллиама, и Софию Копполу, и Жюлию Дюкурно, и итальянское джалло, и «Три орешка для Золушки», и бог знает что еще. Но куда важнее — каким чудом при таком количестве столь разных вдохновителей фильм Блихфельдт не расползается на части, точно Эльвира после всей этой карательной хирургии?

«Гадкую сестру» можно пожурить за дебютантскую жадность и желание вместить все и сразу, за чрезмерную упоенность в описании мужского свинства, за расшатанность композиции. Но фильм определенно длится, и череда метаморфоз Эльвиры проявляет подлинный сюжет; как натюрморт в жанре ванитас, по которому идут открывающие титры, превратится в снежный пейзаж к титрам финальным. Как Золушка выпорхнет из замка голубкой, а гадкие сестры поскачут на коне в северный лес. Как лента корсета мутирует в ленточного червя, а тот станет кормом для живых воронов.

Проблемы тут и с болью, и с красотой

В этом сюжете нетрудно распознать ядро, точнее, яйцо фотогении: один из самых причудливых кадров, когда посреди летнего леса, на дремотном наезде камеры черничные губы Эльвиры обхватывают светлый шарик, в глубине которого копошится крохотная личинка. В этом сюжете платье Золушки плетут шелкопряды, в которых превратились опарыши на папином трупе. И только эта личиночья поэтика способна объяснить выбор принца. Потому что, вообще-то, по всем законам местного общества, по всему устройству самого бала, Юлиан должен был остановиться на Эльвире с ее насилу выкроенной для продажи красотой. А он, оказывается, все ж таки поэт, хоть и плохой. И когда в бальной зале возникает белесое, почти бесформенное видение без тела и лица, личинка женщины, макабрическая версия слишком уж натуральной красотки Агнес, влюбляется он в «то, что внутри».

«Гадкая сестра». Реж. Эмили Блихфельдт. 2025

Казалось бы, проблема героини «Гадкой сестры» в том, что тезис «красота — это боль» — в корне неверный и ложный. На деле же проблемы тут с обоими словами по отдельности: и с болью, и с красотой.

Боль становится главным сюжетом для одной лишь Эльвиры

Почти каждый кадр «Гадкой сестры» — про красоту. Но под красотой всякий раз понимается разное: будь то кэмповая розовая красота девичьих мечтаний; тяжелая, декадентская красота камей, мертвых цветов и резных гребешков; рекламная красота балетного шоу-стоппера или одержимая, романтическая красота растрепанной девушки, застывшей в ночи с тесаком и поленом, занесенным над собственной ногой. Красивы веселые рыжие девицы, машущие веерами и заигрывающие с камерой. Красивы безжизненные завитки лимонной кожуры, свисающие с гробовой плиты свадебного стола, и мокрые завитки волос, опутывающие шею рыдающей от отчаяния Эльвиры. Это, наверное, самое странное в боди-хорроре Эмили Блихфельдт: он удивительно красивый. И фотогения метаморфоз затрагивает здесь не только главную героиню, а все воображаемое пространство фильма.

Остраняющие друг друга, а иногда и противоречащие друг другу подходы связует один только принцип: дать героям время на реакцию. Праздничное застолье, во время которого умирает отец Агнес, начинается с фарса;  Эльвира готова сквозь смех расплакаться, когда отчим шутки ради бросает ей в лицо кусок торта. А уже через секунду вместо смеха и обиды в глазах появляется ужас, потому что бедную Агнес только что забрызгали не кремом, а кровью.

В ночи Эльвира засматривается на то, как Агнес и ее дружок-конюх предаются любви. Агнес — как слепая и окровавленная Эльвира пытается утолить ночным жором нестерпимый голод. Младшая сестренка Альма вообще только и делает, что на всех и на все внимательно смотрит, чтобы в финале увезти искалеченную сестру прочь из замка. Даже помешанная на себе мать успевает сыграть извращенную смесь наслаждения и страха, когда видит страдания дочери. Время на чувственную реакцию, которая расшатывает механику, есть и в балетном классе, и на самом балу. А единственные чистокровные куклы тут — это принц с выдуманным лицом без тени эмоции и доктор Эстетик с его кокаиновым оптимизмом.

«Гадкая сестра». Реж. Эмили Блихфельдт. 2025
«Гадкая сестра» отвоевывает еще чуточку времени для бесполезного человека

Боль же становится главным сюжетом для одной лишь Эльвиры. И самое неважное в нем то, что на короткое время все вокруг соизволили посчитать ее «красивой». И от девственных фетишей Копполы, и от развратного барокко Боровчика фильм Блихфельдт отдаляет видение в боли — основного ключа к длительности и безусловной поруки человечности. Это, напротив, приближает Блихфельдт к поэтике Гиллиама (при том что стилистически их роднит только самое ненужное и выбивающееся из фильма, вроде деформирующих ракурсов в операционной, привносящих в действительность двусмысленность делирия).

За три полных луны, за «время ленты», невидимый червь разрастется в чудовище, переваривая внутри Эльвиры завитки сладких улиток. А боди-хоррорный трюк заключается в том, что нелепая милашка Эльвира с кудряшками и в стим-панковом корсете для носа, красотка-Эльвира в стиле рококо и искалеченная облысевшая Эльвира с выбитыми зубами, обрубками ног и неузнаваемым лицом, — это все одна и та же Эльвира, та же девчонка, что проглотила личинку, чтобы разродиться червем в финале. Все та же чудесная Ли Мирен.

Смотреть и развидеть — «Субстанция» Корали Фаржа Смотреть и развидеть — «Субстанция» Корали Фаржа

Разве не это — главное, что отличает «Гадкую сестру» от «Субстанции» Корали Фаржа, с которой Блихфельдт так настойчиво сопоставляют? Как было в «Субстанции»? «Не забывайте, что вы — одно целое». В случае Эльвиры, какие бы метаморфозы с ней не происходили, напоминать об этом почему-то никому не нужно.

«Гадкая сестра». Реж. Эмили Блихфельдт. 2025
СЕАНС - 89 СЕАНС — 89

Дело ведь не только в том, что эти фильмы противоположны по тону. Они противоположны по сути. Сюжет «Субстанции» разворачивался в мире высоких технологий, способных разделить тело и психику, и смоделировать «лучшую версию» оригинала, которая, как и положено двойнику, тут же обретет самостоятельность сознания. Сюжет «Гадкой сестры» разворачивается в мире, где существует только оригинал. Просто он текуч, как время, которое оставляет на нем следы румянца, черничные пятна, синяки под глазами, испарину, кровь и раны. И время, за которое раны заживают, а боль выпадает снегом на рассвете.

Сегодняшняя реальность, конечно, убеждает нас, что естественен ход вещей, показанный в «Субстанции»: вы только дайте время нейросетям. А «Гадкая сестра» отвоевывает еще чуточку времени для бесполезного человека и для кино, способного выкормить ворона.

Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: