Формалистская этнография
В «Бубне, барабане» куда ни глянешь, наткнешься на стену. Несимметрично выстроенная композиция изгоняет из кадра перспективу. Повсюду слепые преграды — одна больше другой: книжные полки, ряды гаражей, цепь вагонов. В них упираются персонажи. В этом и сюжет. По стенам размазаны метафоры: в библиотеке — фреска на древнегреческий мотив, а в комнате главной героини Екатерины Артемовны — обои, через которые красными цветочками проступает кровь. И труба батареи в углу ими оклеена. Молодец режиссер! Не забыл про батарею. Тут все на поверхности, а за стенами ничего особенного нет. Только и остается, что их разглядывать.
В одном из интервью Тарантино сказал, что не стоит тратить километры пленки, если хочешь сказать: «война — это плохо». Просто скажи: «война — это плохо». «Бубен, барабан» — это еще одна история женского одиночества пианистки энского уезда. Когда рассуждаешь о таком «дизайнерском» кино, не отпускает ощущение, что работаешь на энтропию, вносишь в ее приумножение свой вклад.
Злободневность фильма навязчива. Алексей Мизгирёв считает, что в зрителе существует потребность увидеть, как оно бывает на самом деле. Кажется, именно
С этой попыткой быть злободневным плохо вяжется формалистский подход.
Трудны диалоги: герои говорят, будто цитируют чужие слова. Как будто советский театр ставит спектакль про страдающих афазией. Вероятно, именно поэтому картина получила больше призов там, где русский — не родной. Это сконструированное косноязычие функционирует в столь же искусственном визуальном мире: пустые коридоры так, пустые коридоры сяк, пустые коридоры еще вот эдак. А еще сценарий, где все ходы швами наружу. Персонажам, претендующим на реалистичность, необходимы обстоятельства. В «Бубне, барабане» — постоянная череда чудесных и смертельно серьезных совпадений. Зрителю усердно втолковывается
Какой урок преподает зрителю «Бубен, барабан»?
В жестоком, заселенном сволочами мире, чтобы остаться человеком, нужно заставить себя быть сильным, честным, дисциплинированным и не просить помилования, а если пережмет сердце — терпеть и дышать спокойно, повторяя «бубен, барабан». Если так жить не можешь — то не живи.
Предельная серьезность темы совмещается с предельной пошлостью фактуры,
В «Бубне, барабане» — как и в большинстве отечественных фильмов этого года — нет музыки. Как в прямом, так и в переносном смысле. Можно расценить это как попытку погрузить зрителя в мир произведения или как нежелание расставлять акценты и навязать настроение. Но нет музыки или есть она — фильм звучит фальшиво, если звучит вообще.
Читайте также
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Лица, маски — К новому изданию «Фотогении» Луи Деллюка
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино