хроника

Это не фильм

В центре Москвы пройдет Неделя иранского кино, совместный проект российского и иранского правительства. Ничего особенного — культурный обмен, протокольное мероприятие, удаляем сообщение. Но вдруг находится один дотошный критик, который открывает письмо. И выясняется, что это на наших глазах происходит культурный обмен между двумя авторитарными режимами, которые близки хотя бы тем, что подвергают репрессиям своих художников. История с Панахи, год, два года назад всколыхнувшая общественность во всем мире, осталась в России почти незамеченной. Вышел текст Павла Бардина в «Сеансе»; снятая подпольно, вопреки запретам, картина «Это не фильм» получила на прошлом фестивале 2morrow приз критики — все. И вот, 2012 год: невыездной Джафар Панахи и сидящие в тюрьме Pussy Riot номинированы на премию Сахарова — Иран оказался ближе, чем мы думали.

«Это не фильм». Реж. Джафар Панахи. 2011
То, что ты любишь, надо уметь защищать.

В этом году я была в павильоне Ирана на архитектурной Биеннале в Венеции: это несколько кирпичных перегородок и растяжки с лозунгами на фарси — все. В российском павильоне — китайские планшетники и QR-коды, прославляющие несуществующее Сколково. Мне говорят, это две совершенно разные концепции, а по-моему — примерно одно и то же.

История с московским пикетом важна и показательна еще и вот по какой причине.

Российский павильон на архитектурной Биеннале в Венеции

Привычная нам культурная журналистика в агонии — по многим причинам. Это и глобальные процессы и специфический общественный климат в России, которая на наших глазах превращается в православную антиутопию. Бесцельность усилий деморализует меня и многих моих коллег. Когда-то я думала, что если много писать о хорошем и разном кино, люди начнут смотреть, видеть и думать. Оказалось, что это не так. Кажется, что мы в тупике, но иногда случаются проблески осмысленности — особенно, если слезть с трибуны и не лениться.

Рассылку с информацией о Неделе иранского кино получили, наверное, сотни наших коллег, но только Борис Нелепо потрудился заглянуть в список фильмов и провести собственное небольшое расследование. Пара запросов в Google и вот мы уже видим, что Неделю иранского кино с почетным гостем-антисемитом проводит государственное агентство, которое возглавляет сын ректора ВГИКа, и кто-то начинает копаться на сайте госзакупок…. Дальше — насколько хватит упорства и сообразительности.

Любовь к кино на наших глазах становится действием: то, что ты любишь, надо уметь защищать. И если кинокритика действительно мертва, то для guerilla-кинокритики еще найдутся задачи. Культурный обмен можно понимать и осуществлять по-разному (в рамках закона, в рамках закона).


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: