Трудная жизнь без цензуры
Я восемнадцать лет главный редактор журнала, и не было ни одного текста, по поводу которого у меня бы возникло сомнение: а можно ли это опубликовать? Нет ли опасности для журнала, для меня, для нашего министерства, для спонсоров? Не было ощущения несвободы.
Итак: цензура. Куда она подевалась? Сегодня вы включаете радио, и там говорится такое, за что во времена моей юности люди просто не дошли бы до двери. Сейчас в журнале «Искусство кино» или «Сеанс» вы можете печатать всё что хотите. Главное вам не попасть в программу «Время» или в праймовые телесериалы. Вот там существует настоящая цензура. Но она не запретительная, как раньше. Если
Существуют сложные профессиональные конвенции, не напрямую, но во многом связанные с экономикой. И мне ни разу не удалось уговорить
А ущерб нашей стране этим телевидением наносится на сотни миллиардов долларов в год. Это ущерб, касающийся самого главного — человеческого сознания. Представление людей о жизни не соответствует тому, что называется вызовом времени, уже, по крайней мере, последние лет двенадцать — с момента выхода из кризиса 1998 года.
Я прошу просто поговорить об экономике. Как устроен рейтинг? Как устроены доли? Как устроено финансирование? Почему государство экономит деньги объёмом в 17 километров московской дороги?
У нас одна из самых хитрых экономик мира — невероятно сложная, непрозрачная, играющая в поддавки с законами, симуляционная, имитирующая и — не описанная! Лидер страны дал команду проверить бизнесы 350 высших
Всё это говорит о существовании очень тонких технологий, об уме и невероятном мастерстве людей, которые управляют экономикой, знают эту логистику, эти конвенции. Для каждого обмана часто делаются уникальные разработки: это большое искусство. Самый большой художник у нас — главный бухгалтер.
Когда речь идёт о долях и рейтингах, дело не в деньгах, а в том, почему по количеству сериалов на телеэкране мы обогнали Китай. То есть по объёмам мы Китаю уступаем с 72 названиями в сутки,
Это гигантское время, это гигантские усилия, это производство всего и вся: представлений людей о нынешней и прошлой жизни, ценностных систем, моральных норм, героев, стереотипов, мифов, программ поведения. А борьба в будущем будет идти за качество личности. Поэтому интересно понять, кто это оплачивает, зачем, и какие нас ожидают последствия. Сами телеканалы это не анализируют.
Это, видимо, такая же табуированная проблема, как бухгалтерия. Там движение денег, а здесь — движение представлений. Один из принципов, которые здесь действуют, — это отсутствие экспертиз. Как это так получается, что ни на каком этапе производства нет экспертизы того, чтó производится? Как это оценить? Какие существуют системы и критерии? Какие они — экономические, смысловые, эстетические? Как действуют эти механизмы принятия экономических и политических решений?
Мы представляем это на уровне простых схем: вот зашли ребята к государю, договорились о том, что на семь компаний будет пилиться три четверти денег. Но всё не так просто. Кто зашёл ? Почему говорили? Что имели в виду? Почему они каждые три месяца дают большие интервью о том, что раньше всё было непрозрачно, а теперь стало прозрачно, о том, что раньше брали взятки, а теперь не берут. Что, задача Министерства культуры — защитить кино от взяток?
Один сломанный и неописанный элемент входит в другой такой же сломанный и столь же неописанный. Почему в тех кабинетах, где много говорится о духовности, об эффективности, о задачах правительства, которые все описаны, о надзирательных органах, которых десятки, всё
Меня недавно попросили написать, что делать Министерству культуры. А я не знаю, что делать Министерству культуры. Почему мы не снимаем копродукцию? Почему русские картины не покупает никто в мире? Почему это всё превратилось в сломанную машинку? У кого болит голова? Я не знаю, у кого.
Членам этой великой семёрки русских мейджоров, и высшим начальникам, управляющим кино, кажется, что все просто: здесь добавить денег, здесь — дать… Демиург нации сидит и решает проблему, дать ли 200 тысяч баксов отремонтировать «Союзмультфильм». Ну, сказал: «Дайте». Отремонтируют. Но проблем огромной, сложнейшей анимационной индустрии это не решит. Почему мы производим 140 фильмов, которые никто не смотрит? Почему в 2011 году в России прошло 362 названия документального кино, которое никто не смотрит? Что есть в фильме «Беременный» такого, что он через 20 лет после фильма со Шварценеггером стал пятым по сборам в нашей стране? И так далее. Это всё нужно понять. И тогда можно идти машинки чинить. А до этого времени всё будет очень печально.
До
Сегодня каждый продюсер, умеющий осваивать бюджеты, сам обходится без
Киноиндустрия — это примерно десять разного рода элементов. Инвестиции в кино; фабрики, которые производят услуги; студии, которые производят контент; творческий состав всех видов и уровней; дистрибьюторские компании, кинопоказчики; фестивали; кинокритика и пиар; различные структуры, занимающиеся продвижением кино, рекламой и так далее. Из этих
Он существует отдельно, существует по законам мира, и в сущности от национального кино не зависит. Это только в Советском Союзе американских фильмов разрешалось
А в последние шесть лет в России выходит от 160 до 170 названий американских фильмов в год. Никто не говорит, кого можно ставить, а кого нельзя. Конечно, кинопоказчики подчиняются
Это технологическая революция, за которой — возможности свободы! А ещё в 2000 году я очень серьёзно помогал Михаилу Ефимовичу Швыдкому уговорить Волошина и Касьянова не вводить цензуру на американское кино. Мы доказывали тогда, что это убьёт российское кино. Уже Дума проголосовала за квотирование: и на телевидении, и в кино должно быть 50 % русского контента и 50 % — иностранного. На телевидении и безо всякого решения Думы давно уже 85 % русского контента. А в кино вы можете посмотреть любой фильм. По отношению к любой европейской столице наш выбор весьма конкурентоспособен. И наш выбор значительно лучше, чем в кинотеатрах США. У нас очень много европейской продукции, иногда даже забегают фильмы
Благодаря усилиям Константина Львовича Эрнста в
Так продолжалось три года — с
В 2011 году 10,5 %
Российские продюсеры давно решили зарабатывать на производстве. Вот что происходит с российским кино. Без цензуры. Никаких запретов.
Кинотеатры давно кино не показывают. То есть, они, конечно, его показывают, но зарабатывают при этом на еде. Невероятно напыщенные телеканалы уменьшили стоимость покупки российского фильма в три раза, хотя уже оправились от кризиса
Хорошо, что появился Фонд Кино, или очень плохо? Хорошо, что у нас единственная в Европе схема распределения денег не по проектам, а по компаниям? Французский центр национального кино, Британские киноинституты, фонды Германии дают деньги только на проекты. Значит, у нас новая система, она действует два года. В неё переводятся три из каждых четырёх рублей. То есть за два года — 2,9 миллиарда рублей от Фонда и
Если вы посмотрите
Мы, группа нового КиноСоюза, вот что придумали (но не факт, что нам удастся это пробить). Мы хотим создать альтернативную систему кинопроката, чтобы она составляла хотя бы 10 % залов. Ровно столько, сколько сейчас составляет российский
Мы планируем к 2020 году развернуть в стране систему синематек
То есть конкретные идеи у нас есть. Полезные, хорошие. Но представляете, сколько нужно крови, чтобы преодолеть сопротивление кинотеатров, которым это не нужно, и мейджоров, которым это тоже не нужно?! А нужно — вам, нам.
Читайте также
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Лица, маски — К новому изданию «Фотогении» Луи Деллюка
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино