От постмодернистов к идеалистам
В 2022-м году Антон Долин внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов. По требованиям российского законодательства мы должны ставить читателя об этом в известность.
— Костя Шавловский, который позвал меня в «Порядок слов», чтобы я представил свою книжку, напугал меня сообщением о том, что презентация должна сопровождаться некой лекцией. Никаких лекций я не готовил, но с удовольствием расскажу, что имел в виду, когда задумывал эту книгу и пытался всё осуществить. А потом мы посмотрим кино — фильм «Причуды одной блондинки», который снял один из главных героев книги Мануэль де Оливейра.
Книжка называется «Уловка XXI», что, как вы понимаете, является простейшей аллюзией на роман Джозефа Хеллера «Уловка 22». Но никакого отношения к прекрасному произведению Джозефа Хеллера, кроме заголовка и эпиграфа, это всё не имеет. Такое название связано с тем, что я решил попытаться описать то, чем кино
Как эта книга появилась технически, понять не сложно: на протяжении последних десяти лет я довольно активно пишу в прекрасный журнал «Искусство кино». Я воспринимаю это как некий внутренний долг: ясно, что такое занятие не прибавляет специальной популярности и не приносит больших денег. Да и вообще не понятно, кому это нужно, кроме самого автора. Но когда пишешь, потому что в этом нуждаешься, и пишешь не в стол — это даёт толчок к разным мыслям и к самосовершенствованию. (Работа на радио, в газетах и журналах подобные вещи не стимулирует.) Я, конечно, осознаю, что очень небольшое число людей получают и читают журнал «Искусство кино» — к сожалению, это тоже неизбежность. Поэтому, как только оформился блок больших статей, которыми я как автор был доволен, я подумал, не сложить ли их в книжку.
Конечно, они ни в какую книжку не складывались — получался довольно дурацкий разрозненный сборник. Но за этой дурацкой разрозненностью мне вдруг начал видеться некий план. Как человек
Моя попытка описания современного кинопроцесса возникла
Начав писать свою первую книжку про Ларса фон Триера, я понял, в чём, на самом деле, состоит проблема. Проблема в том, что я пытаюсь ухватить за хвост зверя, которого «ухватить за хвост» невозможно — он моментально отваливается, как у ящерицы. Потому что поймать современное за хвост нельзя — пока ты его ловишь, оно уже идёт дальше. И пока ты успеваешь написать строчку, время проходит, и эта строчка уже относится к прошедшему, а не к настоящему. Победить это нельзя. И потому, естественно, гораздо проще держаться за уже состоявшихся режиссёров, писателей или художников — ещё желательно, чтоб они уже умерли — чем за тех, которые существуют сейчас. Потому что, вдруг мы сделаем
Рамки, в которые берётся кинематограф в этой книжке, почти не связаны с голливудским и вообще индустриальным кино. Речь идёт о кино авторском. Естественно, огромное количество вещей осталось вне поля моего рассмотрения, и поэтому, складывая всё вместе, я отдавал себе отчёт, что всё равно это «уловка», всё равно это немножко игра — игра в серьёзные высказывания. И немножко обман читателя. Ну, впрочем, я в этом обмане вам честно признаюсь.
«Уловка XXI» — вовсе не энциклопедия и не путеводитель. В энциклопедии по кино я вообще не верю, потому что кинематограф существует в рамках тянущегося, не закончившегося времени «здесь и сейчас» — а попытки заключить его в энциклопедию всегда натыкаются на непонимание зрителя, который собирается сходить на новый фильм, а его в энциклопедии, конечно же, нет. Из этого я и исходил. Книга состоит из трёх разделов. Три раздела связаны с тремя типами авторов, существующих в теперешнем кино. Меж тем, «Уловка XXI» является не собранием портретов режиссёров, а описанием конкретных фильмов. Понятно, что картины, снятые после
Начать я позволил себе с одиозного слова «постмодернизм». Словом «постмодернисты» описываются персонажи из первого раздела. Я знаю, что это слово сейчас считается неприличным, потому что оно уже всем надоело, и никто не знает, что оно значит — я и сам с трудом понимаю, слишком уж много значений. Но, как мне кажется, было бы нечестно и глупо отрицать тот факт, что мы всё ещё живём в эпоху постмодернизма, который уже стал
Кстати,
Андрей Звягинцев — это единственный русский режиссёр, которого я включил в книжку. Это, конечно, не значит, что я считаю всех русских режиссёров полным отстоем по сравнению с зарубежными. Просто мне кажется, что на сегодняшний день кроме Звягинцева ни одного из них нельзя назвать актуальным режиссёром, отражающим современность. Единственное, что волей или неволей Россия смогла вложить в мировой кинематограф за последние десять лет — это его фильмы, нравится нам это или нет. Всё остальное — может быть, нравится нам, но того же большого мэтра Александра Сокурова за рубежом, уверяю вас, воспринимают как экзотического причудника. А о существовании Алексея Юрьевича Германа со времён картины «Хрусталёв, машину!» просто успели забыть, надеюсь ещё вспомнят, когда он покажет новый. Ну и так далее. Я езжу в Европу на различные показы и конференции примерно раз в месяц, общаюсь с людьми, смотрю программы всех фестивалей и вижу, кого они знают и понимают, а кого нет. Я часто беру интервью у западных режиссёров, киноведов, фестивальщиков и задаю им вопрос, что они знают о русском кино. Знают ли они фамилию «Балабанов»? Они говорят: «Нет, не знаем». — «Может быть, видели фильм „Брат“?» — «Да, видели, неинтересно». Это максимум внимания… «А Киру Муратову знаете такую?» — «Не помним». — «А Алексей Герман?» — «Это который „Бумажный солдат“?» — «Нет, другой». — «Другой? А что, другой ещё есть?» — «Да, есть». — «Интересно было бы посмотреть». Простой тест для любого человека, который не общается с западными фестивальщиками и не берёт интервью: зайдите в
Что же сказать про несчастный постмодернизм, чтоб с ним расправиться? Мы всё ещё в нём живём. Мы — это все люди во всём мире, которые хоть немножко неравнодушны к культуре и к искусству. Так вот мы не придумали, как от него деваться и куда спрятаться. И к чему от него повернуться. С этим как раз и связан кризис, иногда воспринимаемый как состояние плодотворное, а иногда как тлетворное.
Я говорю о кризисе больших художников конца
Второй раздел — попытка выхода из постмодернистской дурной бесконечности. («Дурной» не в том смысле, что это плохие режиссёры, иначе я бы о них не писал.) Это очередная попытка реализма. Я имею в виду новый документальный и
В качестве авторов предыдущего поколения, которые кардинально сменили свой стиль ради приближения к теперешнему зрителю, я могу назвать Гаса Ван Сэнта и Вернера Херцога, о которых идёт речь во втором разделе. Там есть и современные, актуальные, молодые авторы: прекрасный чешский режиссёр Пётр Зеленка, лидер новой румынской волны Кристи Пуйю, интереснейший израильский режиссёр Ари Форман, сделавший первый в истории документальный мультфильм… И, конечно же, братья
Третий раздел «Уловки XXI» после «постмодернистов» и «реалистов» условно называется словом «идеалисты». Я поясню, что имею в виду. Мне не хотелось употреблять слово «романтики», потому что оно было бы неточным. Но, как мне кажется, увидев некоторый тупик и в реалистических парадигмах, ведущие молодые режиссёры и кураторы фестивалей стали изобретать велосипед — они взялись придумывать кино заново: такое кино, которое позволит иногда наивно и на примитивистском уровне говорить об основных вещах, не считая их пошлыми и проговорёнными. В знаменитых «Заметках на полях „Имени Розы“» Умберто Эко говорит, что сейчас не возможно говорить слова «я тебя люблю», не ставя их в кавычки. Сейчас можно сказать: «Ну, как говорится в таких случаях, „я тебя люблю“», и только тогда это высказывание будет иметь смысл — иначе оно будет звучать пошло, глупо и неправдоподобно. Говоря простым языком, в третьем разделе моей книжки рассказывается о тех людях, которые снимают кавычки или пробуют это сделать. О тех, кто пытается осуществить непосредственное высказывание, но высказывание, выходящее за рамки описания окружающей их документальной реальности. Заканчивается этот раздел статьёй про американскую студию «Pixar».
Как я уже говорил, про попытку поймать
Более важным, чем показ принципиальных обновлений, был поиск некой преемственности. Поэтому я придумал девять подзаголовков, которые тасуются во всех трёх разделах. Эти подзаголовки являют собой названия известных фильмов прошлого — тех самых фильмов, узаконенных и причисленных к лику святых классиков, которым вольно или невольно все современные режиссёры наследуют. Это такие названия такие как: «Зеркало», «Головокружение», «Сияние», «Амаркорд»… Простейшим образом они отсылают к известным режиссёрам. Это не более чем «привет» кино прошлого, а вовсе никакой не сравнительный анализ.
Для доказательства того, что кино не умирает, не исчезает, не отдаёт место интернету или ещё
Мануэль де Оливейра — это, как вы знаете, самый старый режиссёр в мире. В декабре этого года ему исполнится сто два. Что самое интересное, наиболее активная фаза творчества наступила у него после восьмидесяти: он стал снимать в среднем по фильму в год, иногда больше, и до сих пор делает совершенно превосходные картины. Фильм, который мы сегодня посмотрим, замечательно демонстрирует ту нирвану, в которую лет десять назад впал этот режиссёр, продолжая делать художественные произведения и не обращать внимания ни на какие тенденции. Тот факт, что человек, который снимал свои первые картины в пору немого
Подтверждений тому есть ещё много. Например, как раз в ту секунду, когда все уверились, что люди перестали ходить в кино, вышел «Аватар». И тогда выяснилось, что может появиться фильм, который получит самые большие кассовые сборы за всю историю кино. А деньги
Это всё, что я хотел рассказать об этой книжке. Если у вас есть ко мне вопросы, я с удовольствием на них отвечу.
— Вы говорите, что в книге нет многих важных режиссёров. Не планируете ли написать продолжение?
— Я хочу посмотреть, как прочитают эту книгу, дочитают ли её до конца… В принципе, подобные книжки можно писать бесконечно. Это
— Что для вас является «актуальным», а что — «современным»? В чём разница?
— «Современное» — это то, что делается людьми, которые живут сейчас, для людей, которые живут сейчас. А «актуальным» из этого оказывается то немногое, что является действительно востребованным, поскольку отвечает более глубоким нуждам, чем нужды рынка. Поэтому «актуального» всегда мало, а «современного» всегда много. Более того, актуальное сегодня может быть сделано и тысячу лет назад. «Актуальность» — это свойство произведения очень талантливого и поэтому снайперски точно попадающего в сегодняшний, а часто даже и в завтрашний день.
— Вы говорите, что существует множество различных определений постмодернизма. А для вас, что это значит?
— Я не возьмусь давать определения, для этого надо быть Жаком Деррида. Постмодернизм — это некий культурный контекст, который априори является цитатным, ироническим и многослойным. Он не является непосредственным контактом с реальностью, а опосредован культурным восприятием.
— Ваша книга говорит о постоянном выживании и обновлении кино как искусства. Но из услышанного сегодня я также заключил, что одновременно эта книга является реквиемом по авторскому кино. Всё, что мы услышали — это некая реакция на кинорынок, на такие фильмы, как «Аватар», то есть на продукт, призванный развлекать зрителя. Зрители
— Мне кажется, что вы совершаете довольно распространённую ошибку: путаете две оппозиции. Есть оппозиция:
Я категорически не согласен с распространённым тезисом о смерти или закате авторского кино. И вся моя книга является его опровержением. Все режиссёры, о которых в ней написано, — за исключением Мануэля де Оливейра и Хаяо Миядзаки — это люди молодые и активно действующие. Сейчас наступили очень хорошие времена для авторского кино, потому что его можно снимать на любительскую камеру, на мобильный телефон, на что угодно. И фестивали перестали быть такими снобскими, как раньше. Они принимают в конкурс анимацию и документальное кино, поощряют молодых режиссёров кино игрового. Марко Мюллер провёл потрясающий эксперимент на фестивале в Венеции, предложив полнометражным картинам из программы «Горизонты» соревноваться наравне с короткометражными. И любой совершеннолетний человек, сделавший трёхминутный фильм, мог участвовать в конкурсе наравне с Мануэлем де Оливейрой или Катрин Брейя.
Приведу два примера.
Первый пример — Апичатпонг Вирасетакун — человек, который представляет экстремальное крыло авторского кино: он делает всё, что хочет, не думая о предполагаемом зрителе и о продюсерах. Он сам продюсер. Он отрицает все законы сложения сюжета, начиная с аристотелевских. И делает абсолютно чарующие фильмы. Его самая потрясающая победа — приз Каннского фестиваля. И важно не то, что его там наградили — потому что в разные времена награждают разных режиссёров — а то, что наградил его Тим Бартон, который делает коммерческое кино и вообще не разбирается в авторском. Он посмотрел фильм «Дядя Бунми, вспоминающий свои прошлые жизни» наивными глазами, пришёл от него в восторг и дал ему главный приз. А благодаря тому медийному покрытию, которое дают Канны, эта картина была куплена для проката в России и в массе других дремучих стран. И фильм Вирасетакуна, который сам никогда не делал и пол шага навстречу прокату и продолжал настаивать на своём авторском видении,
С другой стороны — давайте погорим про «Аватар». О нём в этой книжке, к сожалению, речи не идёт, но мне этот фильм очень понравился. И понравился тем, что «Аватар» — это неоспоримое доказательство того, что авторский кинематограф вечен. Никуда не деться, это настоящее авторское кино. Если вы посмотрите другие фильмы Джеймса Кэмерона, то убедитесь, что такой «Аватар» по тому же самому сценарию никакой другой режиссёр снять бы не мог. Как у любого настоящего автора — которыми в Голливуде являются и Стивен Спилберг, и Роберт Земекис, и многие другие, и Стэнли Кубрик, которого, никто не заподозрит в том, что он плясал на потребу студий — Кэмерон пишет сценарии сам, и у него есть излюбленные темы, которые с некоторой одержимостью, достойной лучшего отношения, он развивает в каждом своём фильме. Как настоящий автор Кэмерон проталкивал проект «Аватара» через продюсеров и через студию «Двадцатый век Фокс» десять или двенадцать лет. Никто за него не брался, но режиссёр настоял на своём. И любые объяснения феноменальной — два миллиарда не собирал никто и никогда — популярности «Аватара» с точки зрения того, что в картину вложено столько денег или много рекламы, подобные объяснения — это чушь и детский сад. Потому что у всех голливудских студий очень много денег. И если бы вопрос состоял в количестве денег, потраченных на продвижение, то на рекламу каждого своего фильма они бы вкладывали необходимую сумму. Кстати, реклама «Аватара» была очень слабая — плакаты однообразные и неинтересные, все это отмечали. Почему же тогда люди пошли на этот фильм? Там не было никаких звёзд. Да, там был 3D, но «Аватар» — примерно десятый фильм в 3D этого года. Так почему именно он собрал столько денег? Потому, что его сделал Джеймс Кэмерон. И люди шли на единственную звезду — на режиссёра, который снял «Титаник». Люди шли на имя режиссёра. Вдумайтесь в это: они шли не потому, что на афише стояло имя Джулии Робертс или Тома Хэнкса, там даже про спецэффекты не было написано. Люди ринулись в кинотеатры смотреть конкретного автора. И благодаря своему имени и стилю, он заработал два миллиарда. Это абсолютно авторское кино, я готов на этом настаивать и часами это доказывать. Случай «Аватара» — не только доказательство того, что кино живо и прекрасно себя чувствует. Это доказательство того, что у авторского кинематографа всё в порядке и всегда всё будет в порядке. Потому что без авторов никакой Голливуд с его мощностями не сможет привлекать людей в кинотеатры и собирать такую кассу.
Читайте также
-
Школа: «Хей, бро!» — Как не сорваться с парапета моста
-
Передать безвременье — Николай Ларионов о «Вечной зиме»
-
Кино снятое, неснятое, нарисованное — О художнике Семене Манделе
-
Высшие формы — «Непал» Марии Гавриленко
-
«Травма руководит, пока она невидима» — Александра Крецан о «Привет, пап!»
-
Нейромельес