Долгие проводы
Вот история прочнейшей привязанности к важнейшему из искусств. Моя история о жизни и искусстве. О фильме, который мне ближе многих ближайших мне книг, — а я книгочей. «Долгие проводы» Киры Муратовой волей обстоятельств охватили целую эпоху: начало
Фото: Дмитрия Конрадта
Чудовищная казуистика. Жалкая изворотливость близорукого человека.
И ведь даже в сомнамбулическом «Зеркале» или в плотном монохромном тумане Сокурова, в многолюдном трагическом быте фильмов Германа — во всей этой ожившей живописи я видел тень большой литературы — любой трогавший меня русский фильм ее отбрасывал, был ею пропитан. Да, это местный случай, но с другими и того было ясней: экранизации, в диапазоне от посредственного до гениального. Да, многого не видел — но вот позже увидел того же Гринуэя: экранизация собственного антилитературного манифеста. Пусть блестящая.
И вот «Долгие проводы». Я все понял о кино. Открыл дверь, вошел, а там — мое детство. Которое уже забыл. Ожившие фотографии родителей, вообще другой, предыдущей жизни, и я в пестрой взрослой компании. Все — и персонажи, и люди, этого не разъять; и всех их можно понимать: сына (возможно, моего отца, которого я искал в себе), мать (возможно, мою — не бабушка же мне она), сторожа этого муратовского («Кто такие? Откуда? Откуда? Кто такие?»). И страх смерти, никак не связанный с кладбищем, потому что к бабушке с дедушкой на могилки съездить — это ведь так, как на дачу или на рынок; могилки старые — воспоминания светлые, не скорбные. Моя детская жизнь, когда все остро, все не просто так и учишься, чувствуя, понимать — что? Ну, вот само вещество жизни. Которое затем куда-то исчезнет.
Сейчас понимаю — сценарий, литературный фундамент полностью ведь растворился в режиссуре. Впрочем, метафоры часто штука негодная, потому что получился не раствор, а концентрированное вещество жизни. Какие некиношные приглушенные разговоры! Не глухое, раздражающе тихое, с подхихикиванием, многоголосье в фильмах
Вот ведь странно: мое детство — медленное выползание из этой ожившей, усложнившейся в жизнь фотографии 70–80-х, которую я узнал в «Долгих проводах». Вот это было Другое, которое я пытался постичь, освоить, принять как время, которое не останавливается, но состоит из вещества жизни, — поэтому его можно обрести.
А
А ведь были еще: вынужденный семейный малый бизнес, жалкий и жестокий к нам всем, который я с тех пор возненавидел; «боксерская мафия», внаглую присвоившая весь наш маленький город — в отсутствие «блатных». Я не видел там близости человека человеку, ее не было. Я был близорук? Скорее, это слепое
пятно на месте моего заповедного, уже утраченного времени наложилось на время детства и отрочества моего поколения.
Но я обрел, я теперь знаю, что все обретаемо. В ином качестве, конечно. Эти «Долгие проводы» протянули ниточку к настоящему, ко мне теперешнему, и я понял — они прошли мимо, эти
Читайте также
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Mostbet giris: Asan ve suretli qeydiyyat
-
Лица, маски — К новому изданию «Фотогении» Луи Деллюка
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве